ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2003г. Ч.2.

iCL ffil v i XXIX Международные Толстовские чтения. Часть 2 Е. Н. Орлова Тула РОЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ Л. Н. ТОЛСТОГО В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ Разработка новой философии образования невозможна без глубоко­ го анализа взглядов Л. Н. Толстого на сущность основных категорий педагогики: образования, воспитания и обучения. В этом смысле идеи Толстого становятся особенно актуальны. Со­ временное образование предполагает переход от технократического к гума­ нитарному типу мышления. Фундаментом мышления является призна­ ние самосовершенствования личности учителя и учащегося сущностью образовательной деятельности. Важнейшей особенностью педагогических взглядов Л. Н. Толстого является то, что он убедительно поставил вопрос о пересмотре традици­ онных взглядов на личность ребенка и особенности его роста и развития При этом он подчеркивал, что внимание к личности ученика начинается не с общих разговоров о детях и даже не с подбора прекрасных учителей, а с изложения самого взгляда на цели школы, влияющие как на отбор, так и на формы и методы его реализации. Л. Н. Толстой умело спрогнозировал пути развития духовного мира общества. И хотя идеи свободного воспитания в предшествующие пери­ оды подвергались резкой критике, сегодня они являются чрезвычайно актуальными и конструктивными. Для современной школы значимо» является мысль Толстого о нравственной направленности свободного вос­ питания, о том, что свобода выбора формирует у ребенка чувство ответ­ ственности.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=