ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2002

Литературоведение М. Ю. Белянин Липецк МОТИВ СТИХИИ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ МИРЕ ДРАМЫ Д. Н. ТОЛСТОГО «ЖИВОЙ ТРУП» Творчество Толстого является определяющим для становления ду­ ховной культуры России, поскольку указывает на бесперспективность противостояния человека миру и своей Боговдохновенной природе в стремлении к утверждению гордыни и собственной исключитель­ ности. Преисполненный чувства сопричастности судьбы человечес­ кой движению бытия, Толстой высвечивает путь нравственного спасе­ ния заблудшего человека, актуализируя Процесс Богообщения. Толстой указывает на спасительность и благодатность сопряжения судьбы инди­ видуальной с судьбой Небесного Отечества, определив в свете Идеи Творения основные концепты национального миропонимания и жиз- нетворчества в их устремленности к «общему закону». Духовная ситуация конца XIX — начала XX в. характеризуется не­ разрешимыми противоречиями между исконным православныммиропо­ ниманием, восходящим к системе национальных ментальных представ­ лений, и антропоцентрической концепцией мира и человека, побуждающей к безрелигиозному самоопределению и забвению традиции Богообщения. Стихия жизнетворчества, как следствие столкновения этих принципов миропонимания, оказывается доминирующей в становлении взаимоот­ ношений человека и мира, что было художественно осмыслено Тол­ стым, верившим, что «...добро всегда в душе нашей. Душа добро, а зло привитое» [1, 290]. Картина мира, лишенная Божественной вершины вследствие ограниченности индивидуалистического самоопределения, ока­ зывает разрушительное влияние на человека, который в трагическом XX в. будет уже вовлечен не в вечный ход Бытия, а в стихию соблазнов и 97

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=