ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2002

Оптимизм же Толстого основан на том, что целомудрие— лишь маяк, а не цель. Люди природой запрограммированы егомне достичь. Это борьба животного, слепого начала в человеке, которое уничтожает лучшее в жизни, с «генетикой нравственности». Под смертью надо понимать духовное небытие, которое ждет остановившихся на дороге нравственного совершенствования или сошедших с нее. Здесь Толстой мыслит философскими категориями, когда частные проявления чувств сострадания неважны, так как важен конечный резуль­ тат: человечество возродится в лучшем, нравственно очищенном виде. . ,-Гг . . ■ * * * Нце раз очертим эволюцию социальной утопии у Толстого. Пример творчества и жизни на первом этапе заключался в заимствовании патриар­ хального идеала из прошлого. Призыв не был услышан, и на втором этапе Толстой «включает» «вторую реальность» в «первую». Лучшим было предложено изменить свою жизнь и уйти, то есть присоединиться ко «вто­ рой реальности», а «непрозревших» Лев Николаевич убеждал языком чуда, мифа о лучших землях, который был понятен простому человеку. На тре­ тьем этапе «первая реальность» удаляется, как опасная опухоль, а ее место занимает «вторая», ныне единственная. Путь же к ней человек держит, руководствуясь «генетикой нравственности» и осмысленной работой души. Литература 1. Шкловский, В. Б. Лев Толстой / В. Б. Шкловский.— М.; Мол. гвардия, 1963. 2. Русская фантастическая проза эпохи романтизма.— Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1990. 3. Толстой, Л. Н. Собрание сочинений: В 22 т. ,/ Л. Н. Толстой.— М.: Худ. лит.— Т. 22: Дневники.— 1985. 4. Там же,— Т. 12: Повести и рассказы.— 1981. jH bC jL JrL y -*— XXV II Международные Толстовские чтения 124

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=