ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2002

XXV II Международные Толстовские чтения как умение сделать собственный творческий выбор (В. Б. Ремизов, И. В. Ежов). Данные идеи реализуются сегодня на шести экспериментальных площадках, с 1998 г. имеющих статус федеральных. Этот процесс осу­ ществляется непросто. Миссия учителя тогда высока, когда основывается на его собственной духовности, искусстве диалогического общения, оте- чески-материнском отношении к ребенку, способности к самосовер­ шенствованию, к собственному движению «от темноты к свету, от низшей степени истины к высшей...» [13]. Толстой призывал учителей развитие и воспитание ребенка начи­ нать с себя. «Что же назвать хорошей жизнью?— писал он.— Степени хорошества есть безграничные, но одна есть общая и главная черта хорошей жизни: это стремление к совершенствованию в любви. Вот это самое, если есть в воспитателях и если этим заразятся дети, то воспитание будет не дурным» [17]. «Тот, кто положил жизнь свою в совершенствовании, смотрит только вперед» [19],— запишет он собственную мысль в «Круге чтения». Именно этот призыв для педагогов образовательных учреждений оказывается самым трудным, так как предполагает необходимость перестройки соб­ ственной души, собственного сознания и отношения к сущности педа­ гогического процесса. Идеи Толстого сегодня способствуют развитию и учителя, подни­ мая его на новый уровень педагогической миссии, и ребенка, помогая ему стать активным участником сотворения собственной личности. Литература 1. Гершунский, Б. Г. Россия: образование и будущее (Кризис обра­ зования в России на пороге XXI века) / Б. Г. Гершунский / МО РФ, Челяб. филиал ИГТО.— Челябинск, 1993.— С. 158. 2. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. пособие для студентов средних пед. учеб. заведений / Под ред. С. А. Смирнова.— М.: Изд. центр «Академия», 1998.— С. 343. 3. Дудина, М. Н. Педагогика: долгий путь к гуманистической эти­ ке / М. Н. Дудина.— Екатеринбург: Наука, 1998. 4. Караковский, В. А. Воспитание? Воспитание... Воспитание!: Теория и практика школьных воспитательных систем / В. А. Караковский, Л. И. Новикова, Н. Л. Селиванова,— М.: Новая шк., 1996.— С. 12. 98

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=