ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2002
л е н и я х с Богом, либо с демоническими силами; не бывает духовности в ообщ е» [1 5 ]. Духовное бытие для авторов учебного пособия «Психология чело век:!» — это «высший способ личного существования, связанный с ос вобождением от давления обыденной жизни, от соблазна влечений, пристрастий и прельщений собственной самости; духовное бытие — это любовь к качеству жизни и воля к совершенству во всех ее облас тях» [Ю] ■ Исследователи называют и ступени становления духовного мира человека, меру освоения и принятия им духовного опыта челове чества: личность (человек как представитель общества, определяющий свободно и ответственно свою позицию среди других); индивидуаль ность (человек как уникальная, самобытная личность, реализующая себя в творческой деятельности); универсум (высшая ступень духовного раз вития человека, осознающего свое бытие и место в мире). Ш. А. Амонашвили дает следующее определение духовной жизни: «Духовная жизнь есть высший план бытия, она есть личная принадлеж ность каждого человека... та скрытая, дематериализованная действи тельность, которая творит как внутреннюю, так и внешнюю, материа лизованную действительность» [16]. В рамках концепции, разработанной и реализуемой НИЛ «Школа А. Н. Толстого», сущность понятия «духовность» определяется как це лостное бытие человека во времени и культуре, связанное с открытием смысла собственного существования; совершенствование, самопознание, самореализация духовного Я - ’‘ высшей сущности человека. Понятие целостности предполагает осознание связи индивидуального Я с окру жающим миром, людьми и самим собой. Бытие человека во времени означает осознание себя в движении времени (Я вчера, сегодня, завт ра) и осознание в себе парадигмы временного (смертного) и вечного (бессмертного). Бытие в культуре — это видение и ощущение себя в континуумах культуры: семья — отчий дом — малая и большая роди на ~ планета Земля — космос — мироздание в целом. Духовное развитие Рассматривается как единство разума, культуры чувства и самостоятель ности, а толстовская идея гармонического развития ребенка — как со- размеренность трех начал в человеке — родового, социально-видового и ИнДИвидуально-неповторимого. При этом разум определяется как спо собность целесообразного постижения и использования знаний о мире И Ауте человека; культура чувства — как стремление к свободному еАИненик> отдельного Я с окружающим миром; самостоятельность — Педагогика 97
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=