ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2002

свобода и ответственность — это три экзистенциала человеческого су­ ществования. Они не просто характеризуют человеческое бытие как бытие именно человека, скорее даже они конституируют его в этом Качестве. В этом смысле духовность человека — это не просто его характе­ ристика, а конституирующая способность: духовное не просто присуще человеку наряду с телесным и психическим, которые свойственны и жи­ вотным. Духовное — это то, что присуще человеку, и ему одному» [13], Проблема духовности в разное время рассматривалась в философ­ ской, психологической, педагогической литературе. Однако в науке до сих пор отсутствует общепризнанное определение духовного развития человека, существенных признаков этого развития и его базовых состав­ ляющих. Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что в на­ стоящее время нет единого мнения по этому очень важному вопросу, что приводит к слишком широкому трактованию данного понятия. Наиболее часто понятие духовного развития подменяется нравствен­ ным, культурно-эстетическим и другими составляющими духовного раз­ вития человека. В общественном сознании духовность зачастую отожде­ ствляют с добротой, религиозностью, верой в Бога. Не случайно Б. В. Раушенбах заметил; «Хотя термин "духовность" употребляется се­ годня даже чаще, чем надо, общепринятого его определения не суще­ ствует. Возможно, впрочем, что строгая терминология здесь излишня, поскольку это не понятие рациональной логики. В прошлом утвержда­ ли, что дух — это острие души, тогда духовность — наиболее высокие и тонкие стороны душевности. На мой взгляд, подобное высказывание молено принять в качестве некоторого, пусть не слишком точного ука­ зания на общую направленность понятия духовности» [14]. Большинство педагогов, признающих необходимость духовного развития ребенка, избегает точного определения данного понятия. Обычно каждый исследователь делает акцент на какой-то одной составляющей духовного развития. Наиболее часто в педагогической литературе встре­ чается следующая терминология; «интеллектуально-духовное», «духов­ но-нравственное» развитие. Психологи В. И. Слободчиков и Е. И. Исаев дают следующую дефиницию: духовность есть «родовое определение человеческого спо­ соба жизни, связанное с открытием самоценного, очевидного и не­ обходимого смысла собственного сущеЬтвования; с христианской точки зрения духовность — это либо сопряженность человека в своих стрем, £ J U — XXV II Международные Толстовские чтения 96

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=