ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2002
Такаси ФУДЗИНУМА Япония ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И РОМАН «ВОЙНА И МИР >Л. Н. ТОЛСТОГО 1 Сопоставление двух предметов, указанных выше, в заглавии, может быть, кажется странным. В многолетней истории исследования жизни и творчества Л. Н. Толстого никогда или почти никогда не обращалось внимание на связь между ними. Однако, на мой взгляд, она существует, и возможно, что без рассмотрения этого взаимодействия не может быть вполне достаточным как изучение педагогической деятельности Толстого, так и изучение романа «Война и мир». Прежде всего обратим внимание на самые простые хронологи ческие данные. Они недвусмысленно показывают, что возник у Толстого замысел будущего романа «Война и мир> и началась работа над ним в: начале или весной ГЙ61 г. [1], т. е. как раз в то время, когда педагогичес кая деятельность писателя уже прошла этап первой попытки и вступала на этап интенсивной и социально значимой работы. В марте 1861 г. Тол стой написал Герцену: «...затеял., роман, героем которого должен быть возвращающийся декабрист... энтузиаст, мистик, христианин, возвраща ющийся в 56 году в Россию с женою, сыном и дочерью и применяющий свой строгой и несколько идеальный взгляд к новой России» [2]. Этот «роман» о декабристе, по всей вероятности, был попыткой историчес кого романа, который потом развился в «Войну и мир>. Не исключена возможность, что роман был начат еще раньше. За полгода до только что приведенного письма к Герцену, 28 октября 1860 г., Толстой отме чает в дневнике: «...написал не больше половины главы...» и потом, давая себе задание на следующий день, пишет: «...докончить главу 5
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=