ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2002
совестью своей страны и олицетворением ее творческого гения. После них их страны и мир в целом уже не могли жить по-старому. Трудно найти двух людей, у которых было бы так много общего в вопросе о необходимости реформирования и постоянной модерниза ции общеобразовательной школы, как у Толстого и Башляра. Оба разра ботали по дюжине намного опередивших свое время технологий. Часто сделанное Башляром является прямым продолжением сделанного Тол стым. Больше же всего их сближает то, что оба они были педагогами по воле Божией. Эго было у них в крови — учить каждого человека и чело вечество в целом. Оба сначала учили крестьянских детей, а потом всех остальных людей. Оба разработали программы реформирования школы. Башляру во Франции повезло больше: ему удалось не только осуще ствить реформу, но и участвовать в ее развитии. Толстому в России пока не везет: о начале подлинной реформы общеобразовательной школы в России пока приходится только мечтать. И Толстой, и Башляр понимали человеческую жизнь состоящей из трех тесно взамосвязанных жизней — биологической, трудовой и духов ной. Родовую сущность человека оба они видели именно в его духовной жизни, проявляющейся, прежде всего, в потребности мыслить творчес ки, жить по совести и работать на совесть. Каждый настоящий человек, несущий в себе все родовые признаки Человека, должен родиться трижды: как биологический организм, как честный труженик, способный зара ботать на жизнь себе и членам своей семьи, и как духовное существо, творчески решающее проблемы и поступающее по совести. Биологи чески родятся все люди, социально — многие, духовно — некоторые. Гармоническое развитие личности состоит в достижении высокого и со четанного развития всех трех человеческих граней. Задача общеобразовательной школы — помочь детям развиваться гармо нично, чтобы стать взрослыми настоящими людьми, безупречно проявляющи ми в повседневной жизни и в моменты экстремальных испытаний свою родо вую человеческую сущность. Она по Толстому и по Башляру, состоит в способности, желании и умении творчески мыслить и действовать по совести. Реформа и модернизация общеобразовательной школы связана в лю бой стране, в том числе в России и во Франции, с необходимостью обеспечить механизмы, заставляющие школу делать именно то, что она должна делать,— воспитывать и образовывать настоящих людей. Без них любое общество в любой стране обречено на гибель в острой, кон курентной борьбе за право жить на нашей планете. XXV II Международные Толстовские чтения 42
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=