ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2002

совестью своей страны и олицетворением ее творческого гения. После них их страны и мир в целом уже не могли жить по-старому. Трудно найти двух людей, у которых было бы так много общего в вопросе о необходимости реформирования и постоянной модерниза­ ции общеобразовательной школы, как у Толстого и Башляра. Оба разра­ ботали по дюжине намного опередивших свое время технологий. Часто сделанное Башляром является прямым продолжением сделанного Тол­ стым. Больше же всего их сближает то, что оба они были педагогами по воле Божией. Эго было у них в крови — учить каждого человека и чело­ вечество в целом. Оба сначала учили крестьянских детей, а потом всех остальных людей. Оба разработали программы реформирования школы. Башляру во Франции повезло больше: ему удалось не только осуще­ ствить реформу, но и участвовать в ее развитии. Толстому в России пока не везет: о начале подлинной реформы общеобразовательной школы в России пока приходится только мечтать. И Толстой, и Башляр понимали человеческую жизнь состоящей из трех тесно взамосвязанных жизней — биологической, трудовой и духов­ ной. Родовую сущность человека оба они видели именно в его духовной жизни, проявляющейся, прежде всего, в потребности мыслить творчес­ ки, жить по совести и работать на совесть. Каждый настоящий человек, несущий в себе все родовые признаки Человека, должен родиться трижды: как биологический организм, как честный труженик, способный зара­ ботать на жизнь себе и членам своей семьи, и как духовное существо, творчески решающее проблемы и поступающее по совести. Биологи­ чески родятся все люди, социально — многие, духовно — некоторые. Гармоническое развитие личности состоит в достижении высокого и со­ четанного развития всех трех человеческих граней. Задача общеобразовательной школы — помочь детям развиваться гармо­ нично, чтобы стать взрослыми настоящими людьми, безупречно проявляющи­ ми в повседневной жизни и в моменты экстремальных испытаний свою родо­ вую человеческую сущность. Она по Толстому и по Башляру, состоит в способности, желании и умении творчески мыслить и действовать по совести. Реформа и модернизация общеобразовательной школы связана в лю­ бой стране, в том числе в России и во Франции, с необходимостью обеспечить механизмы, заставляющие школу делать именно то, что она должна делать,— воспитывать и образовывать настоящих людей. Без них любое общество в любой стране обречено на гибель в острой, кон­ курентной борьбе за право жить на нашей планете. XXV II Международные Толстовские чтения 42

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=