ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2002
В своих религиозных исканиях Толстой явился предтечей целой плеяды русских философов начала XX в., которые оценивали нравствен ный опыт как глубоко личностный духовный творческий путь каждого человека. В подтверждение того, что критика Толстым церковного христи анства не преследовала цели разъединить людей разных вероисповеда ний и разного уровня развития, можно привести его предложение счи тать некоей объединяющей силой заповеди Христа — «благие», «разумные», наделенные смыслом и «обнимающие» всю жизнь людей. Толстой считал, что эти заповеди — не сердитесь, не блудите, не кляни тесь, не защищайтесь насилием, не воюйте — могут объединить людей, верующих в сотворение мира, Троицу, догматы и т. д.; образованных людей, но атеистов, и людей простых, полуверующих-полуневерующих, у которых нет времени углубиться в смысл человеческой жизни, кото рые живут «как все». * Неотвратимость возрождения религиозного сознания как сверх сознания Толстой выразил с помощью образа разбежавшегося поезда, который еще бежит по прямому направлению, «но все разумное на нем делается уже давно для обратного направления. Ибо все рожденное от Бога побеждает мир». Литература 1 Бердяев, Н. А. Самопознание / Н. А. Бердяев.— М., 1990. 2. Бердяев, Н. А. О назначении человека / Н. А. Бердяев.—М., 1593. 3. Братусь, Б. С. К проблеме человека в психологии / Б. С. Бра тусь / / Вопр. психологии,— 1997.— № 5. 4. Кудрявая, Н. В. Лев Толстой о смысле жизни. (Образ духовного и нравственного человека в педагогике Л. Н. Толстого) / Н. В. Кудря вая,- М., 1993. 5. Рубинштейн, С. Л. Бытие и сознание / С. Л. Рубинштейн,— М., 1957. 6. Толстой, Л. Н. Полное собрание сочинений; В 90 т. (Юбил. изд.) / Л. Н. Толстой - М., 1928-1958. 7. Толстой, Л. Н. Собрание художественных произведений: В 12 т. / А. Н. Толстой,— М.: Правда, 1948. Педагогика __ 39
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=