ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2002
И поэтому если мы откидываем грубое понятие о Боге, то это нам на пользу. Делается это для того, чтобы мы все лучше и выше сознавали то, что мы называем Богом» [6, т. 45, 71]. Раздел «Бог» книги «Путь жизни» отражает практически самое последнее понимание Толстым идеи Бога. Эго завершение его религи озных и духовных исканий, в которых он резюмирует: духовное в чело веке и есть Бог с его свойствами — разумом и любовью. Он приходит к выводу, что во всех религиях мира понятие «духовное» было аналогич ным понятию «Бог» — как «отдаленное от всего духовное существо», которое человек знает в себе и других существах — то, посредством чего человек знает себя, «видит, слышит, ощупывает мир кругом себя». Следовательно, Бог — это и есть духовное сознание человека, а свойства его — разум и любовь — это форма нравственной жизни. Толстой создал прекрасные образы для выражения этих идей — челове ка, который задыхается без «воздуха-Бога», рыб, которые живут в воде (с Богом), но чувствуют это, только когда оказываются на суше и поги бают («Беседы с детьми по нравственным вопросам»). Бог Толстого — это объективный закон жизни, но проявляется только в человеке, кото рый развивает свою духовность. В ответе Священному Синоду Толстой написал: «Верю я в следующее: верю в Бога, которого понимаю как дух, как любовь, как начало всего. Верю в то, что он во мне и я в нем. Верю в то, что воля Бога яснее, понятнее всего выражена в учении человека Христа, которого понимать Богом и которому молиться считаю вели чайшим кощунством» [8, 261—262]. В Астапове Толстой диктовал свое последнее понимание Бога: «Бог есть то неограниченное все, чего человек сознает себя ограниченной частью... искать, все время искать». Упреки Толстого церковному христианству (учение о смысле жиз ни с догматами, таинствами, искуплением людей от грехов Христом, упование на божественную силу и снижение требований к человеку и некоторые другие) не должны в наши дни обесценить весь исследова тельский замысел писателя и мыслителя. Толстой считал, что время бессознательной веры, принявшей внеш ние формы, прошло. Человечество нуждается в более совершенных фор мах религиозного сознания, в осмысленной вере. Толстой стремился к развитию учения Христа, а также учений многих других выдающихся религиозных мыслителей, философов, которые еще в далеком прошлом высказывали мысли, нашедшие свое отражение в творчестве писателя. 5 _ _ XXV II Международные Толстовские чтения 38
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=