ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2002

в молитве предлагает ухаживать за Богом, стирать его одежду, убирать жилище, приносить молоко. Моисей объясняет пастуху, что у Бога нет тела и ему не нужно ни одежды, ни жилища, ни пищи. Но это выше сознания пастуха, он опечалился, а Бог сказал Моисею, что сердце пастуха доброе и он напрасно «отогнал верного раба моего». Этот небольшой арабский рассказ был нужен Толстому, который понимал, что натурализм религиозного сознания — это этап длительного эволюционного пути развития. И не все люди могут быстро преодолеть его. Уже на примере своих собственных исканий Бога Толстой пока­ зал, что для человека, вошедшего в зрелый возраст, Бог перестает быть внешней силой, человек проникается принципами добра, справедливости, любпи, Он становится единым целым с Богом, когда «он во мне», а «я в нем». Толстой показал, что структура любви к Богу соответствует природе любви к человеку и зависит от структуры сознания человека, его отно­ шения к миру. Толстой видел соответствие этапов развития религиоз­ ного сознания в онто- и филогенезе, что отражалось на понимании Бога. Так, человечество двигалось от натуралистического понимания Бога, который вмешивается в Дела земные, до духовно понимаемого, когда Бог присутствует в действии любви, в поступке, свободе, красоте. Сам Бог становится Тогда символом любви, справедливости, добра, красоты, он не нуждается в придании ему властных функций, ему не нужны посредники в общении с человеком, у него доверительные свободные отношения с человеком, когда каждый может говорить с Богом на своем языке. Толстой, безусловно, развивая религиозное сознание, обращал внимание на духовную, онтологическую связь с Богом: «Я в Боге, я живу в нем, а он во мне. Познавая Бога, я приближаю его к себе. В любви к Богу я проникаю в него». Для духовного человека Бог становится символом духовного мира, истины, добра, любви. В понимании такого человека любить Бога — это значит стремиться к полному развитию своих способностей любить, занять позицию «быть», а не «иметь», стать Богом. В связи с этим стоит обратить внимание на то, чем чревата жизнь без Бога, которая может привести к разгулу страстей, злобы, ненависти, когда человек «дичает». Поэтому так жестко отреагировал Толстой на мысль Фейербаха, что идея Бога обедняет человека. На самом деле, как показал Толстой, идея Бога возвышает человека, Бог — это и есть Дух. Толстой следующим образом анализировал свои представления о Боге: «Бог для меня, это — то, к чему я стремлюсь, то, в стремлении к чему XXV II Международные Толстовские чтения 36

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=