ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2002

Педагогика волю Бога или «быть ведомым», когда человек себя «мучит, душит, ста­ рается противиться». Толстой обратил внимание на такую психологическую защиту, которая получила в словаре гуманистической психологии второй поло­ вины XX в. названия «десакрализация» и «комплекс Ионы» (Иона от­ казался идти проповедовать в Ниневию). На нашей русской почве, считал Толстой, этот комплекс приобрел форму отказа от собственного мнения и веры во «власть урядника», и это надо преодолевать «усилиями сознания». Человеку требуется большая сила воли, чтобы оставаться самим собой, отказаться от психологических защит, социальных ролей, фаса­ дов. Выход из этого состояния — разумная вера, осознание смысловых аспектов жизни. Однако писатель признавал, что многие люди даже не '•тавят подобных вопросов. Что же блокирует непродуктивное поведение человека, делает его психически и физически здоровым? По Толстому, это усилия самоотре­ чения, смирения, правдивости, однако самое главное — непротивление злу. В своем дневнике он записал: «Только одно непротивление прекра­ щает зло, помещает его в себе, нейтрализует его, не позволяет пойти дальше, как оно неизбежно идет, подобно передаче движения упруги­ ми шарами, если только нет той силы, которая поглощает его». Борьба с грехами, соблазнами, суевериями и победа над ними — я этом и есть смысл, радость человеческой жизни: «эта та земля, кото­ рая должна покрывать семена любви для того, чтобы они могли взойти» [10, 81]. ,Wяы Тема богообщения в религиозных исканиях Толстого многообраз­ на. Он отразил развитие идеи Бога, связанной со структурой сознания личности от Бога ветхозаветного — деспотичного, ревнивого и мсти­ тельного Бога-господина — до доброго, понимающего, поддерживаю­ щего, но авторитетного Бога-отца. Патриархальный аспект любви к Богу- отцу отражен в ряде художественных произведений Толстого. Так, в «Войне и мире» на примере Николеньки Болконского показано, как у ребенка любовь к отцу сливается с любовью к Богу-отцу. Отец направ­ ляет его мысли, Николенька хочет заслужить похвалу отца. Толстой показал, как трудно отказаться от идеи Бога-отца, хотя такое понимание ('войственно ребенку и оно — иллюзия. Действительно, Толстой показал, что многие люди не выросли из детского понимания Бога. Не случайно писатель в книге «Путь жизни» привел арабский рассказ, в котором Моисей ругает пастуха, молящегося Богу-личности, человеку. Пастух 35

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=