ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2002
Краеведение InWcL Идея обновления жизни, отрицание ее отживших норм, несущих людям, зло и несчастье, отразилась также в повести «Казаки»: «Что за вздор и путаница? — думал он (Оленин.— X. Т.).— ...Человек убил другого и счастлив, доволен, как будто сделал самое прекрасное дело. Неужели ничто не говорит ему, что тут нет причины для большой радости...» Так утверждал Толстой веру в возможность человеческого разума. Показ демократизации взглядов русских офицеров на войну, отри цание и осуждение войны через отношение к ней горцев и русских солдат, стремление выявить и показать лучшие стороны характера гор да, его богатый духовный мир — вот вкратце концепция Толстого в его кавказских произведениях, материал для которых он черпал из гущи военных событий, исходил из «натуры», из личных наблюдений. Философия войны и человека на войне у Л. Н. Толстого сформи ровались на Кавказе, в Чечне. В последующих за кавказским циклом произведениях («Севастопольские рассказы», «Война и мир», « Хаджи- Мурат») и по мере накопления им жизненного опыта эта философия углубилась. Большую ценность для раскрытия душевных и нравственных качеств горцев имеют работы Л. Толстого по сбору и популяризации устного творчества народов Северного Кавказа, публикации чеченского фольклора. В 1852 г. он записал русскими буквами две чеченские народ ные песни — со слов Садо Мисирбиева и Балты Исаева. Эго был первый опыт записи текста чеченских песен на языке-носителе. Несомненно, это не единственные песни, которые записал от своих друзей-чеченцев Толстой. Можно предполагать, что писатель просил их в ходе переписки после его отъезда из Чечни сообщить ему новые данные по фольклору и этнографии чеченцев, «Ваше сиятельство Лев Николаевич,— пишет Балта Исаев через три года после отъезда Толстого в Крым,— поздрав ляю Вас с полученными чинами и орденами, которые Вы заслужили в такое короткое время. Желал бы от души когда-нибудь еще с Вами встретиться. Я в Севастополь к Вам написал 4 письма, но не знаю, получили ли Вы хотя одно...» Судя по содержанию письма, в котором упоминается и Садо, между Л. Толстым, Садо и Балтой были непри нужденные, дружеские отношения. И вполне возможно, что Л. Толстой отвечал ему на письма. Письма друзей, сослуживцев, знакомых постоянно обновляли 8 Памяти Толстого величественный образ Кавказа, воспоминания о его 131
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=