ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2002
постоянные поездки по Чечне, в Дагестан, Тифлис, записи устного на родного творчества местных жителей во многом прояснили ему особенности уклада народов Кавказа, позволили проникнуть в их мечты, понять идейные поиски народов, отстаивавших свою свободу и независимость. Размышления Л. Толстого о судьбе горцев и вообще о человеке, занятом «несправедливым и дурным делом — войной», легли в основу кавказского цикла его творчества («Набег. Рассказ волонтера», «Рубка леса. Рассказ юнкера», «Из кавказских воспоминаний. Разжалованный», «Записки маркера», «Записки о Кавказе. Поездка в Мамакай-Юрт»). В отличие от Пушкина и Лермонтова, преподнесших горский дух в неукротимых, свободолюбивых мотивах («Тазит», «Мцыри»), Тол стой привнес в русскую литературу образы военных, на большинство которых отрезвляюще подействовала новая общественно-политическая среда. Если раньше в кавказской войне они видели романтику, возмож ность отличиться, сделать быструю карьеру, то теперь, находясь много дет подряд в военных походах, они увидели ее будничную сторону, жестокость и никчемность. Таково же было и настроение рядовых рус- , ских солдат. Герои рассказа «Набег» капитан Хлопов и прапорщик Ала нин каждый по-своему реагируют на происходящие Военные события и каждый по-своему их осуждают. Капитан Хлопов «равнодушен ко всему окружающему». Когда его солдаты взяли аул, «капитан сидел на крыше сакли и пускал из коротенькой трубочки струйки дыма... с таким равнодушным видом, что, когда я увидел его, я забыл, что я в немирном ауле, и мне показалось, что я в нем совершенно дома». Этой характеристикой, как и той репликой, которой капитан Хло пов ответил на вопрос волонтера («Неприятеля, кажется, было немно го.— Неприятеля? — повторил он с удивлением: — Да его вовсе не было. Разве это называется неприятель?..»), Толстой показывает, что Хлопов устал вести бессмысленную войну, что он, как и прапорщик Аланин, преисполненный сочувствия к горцам, вынужден находиться на Кавказе, выполняя волю царя. Вчувствах и настроении рядовых горцев и рядовых солдат Л. Толстой также уловил отвращение к войне, стремление жить мирной и честной жизнью. Старик-чеченец, оставшийся в ауле, уверен, что с ним ничего плохого не случится. «Что мне русские сделают? Я старик»,— говорил он русским солдатам. Его отношение к жизни, к людям удивительно схоже с принципом жизни рядового Веленчука. «Он жил слишком честно и просто»,— говорит о нем писатель. ^— XXVII Международные Толстовские чтения 130
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=