ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №9 1992г
ву, понимая, что аго поотупок может стоить ему жизни. А нот иная реакция: "Й наружность, и манеры Хаджи-Мурата понравились Марье Васильевне. То же, что он вспыхнул и покраснел, когда она подала ему свою большую белую р.ук.у, еще более располо жило ее в его пользу". Глаголы "вспыхнул" и "покраснел" передают смущенность иного плана: застенчивость при виде красоты, которая, по законам горцев, не должна быть доступней взгляду каждого. Ма рья Васильевна же воспринимает это смущение по-своему: человек, способный краснеть при виде того, что считается в обществе обыч ным, должен быть хорошим человеком, сохранившим в себе что-то от детства. И здесь уместно отметить еще одну деталь, которую автор при меняет только при обрисовке главного героя. Она передает отноше ние самого художника к Хаджи-Мурату, в общем - положительное, но весьма сложное чувство: это и любование им, и нежность, и боль за человека, ставшего жертвой сложившихся обстоятельств, твори- мых людьми жестокими, неумными и равнодушными (Николаи I , министр Чернышов, нерешительный Воронцов и другие персонажи, так или ина че сыгравшие роковую роль в судьбе горцев). Деталь эта, использу емая неоднократно, придающая образу' неповторимую обоятельность, - улыбка: "Хаджи-Мурат ответил улыбкой на улыбку, и улыбка эта по разила Полторацкого своим детским добродушием. Перед ним был са мый простой человек, улыбавшийся такой доброй улыбкой, что он казался не чужим, а давно знакомым приятелем"; "Хаджи-Мурат улыб нулся той особенной, датской улыбкой, которой он пленил еще Ма рью Васильевну". Даже смерть не способна была лишить этого человека улыбки. Вспомним, когда казаки привозят в крепость отрубленную голову Хаджи-Мурата, "несмотря на все раны головы, в складке посиневших губ было детское доброе выражение". Таким образом, словами Л.Н.Толстой редко даёт оценку герою и ситуации, он остается верен своему высказыванию, приведенному выше: если бы мог художник сказать о чем-то словами, он и сказал бы ими, а он оказал своим искусством. Еще в молодости (рассказ "Альберт") Толстой говорил, что художник не должен быть стар. Много нужно для искусства, но глав ное - огонь. Работа над повестью и те чувства, которые вызывают у читателей образы, свидетельствуют, что и в 7ё-летнем Толстом "огонь" художника не угасал. Глубокая оценка повести содержится в словах Горького: "разве можно написать "Хаджи-Мурат" лучше? Нам кажется - нет. Толстому казалось - можно". 93
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=