ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №9 1992г

морон. - явление, построенное на антонимии. Белые руки - сочета­ ние слов внешне, без учета контекста, с положительной модально­ стью, но как только рядом, в пределах одного предложения, появ­ ляется слово "воровство", положительная окраска первого компонен' та резко меняется, как бы ассимилируясь со слогом отрицательного плана, и в целом формируется ассоциация негативного характера с определенным подтекотовым значением. Именно Николай I оказался у Толстого в числе нелюбимых царей, в первую очередь из-за жестокой расправы с участниками декабрьского восстания. И позволим себе подтекст приведенной фразы интерпретировать следующим образом: царь своими белыми руками украл у России самое дорогое - передо­ вые умы общества. Однозначную негативную оценку приобретает словосочетание "белые руки", если к нему подобрано определение соответствующего характеризующего плана: " . . . князь Воронцов открыл табакерку и достал старчески сморщенными белыми руками щепотку французского табаку". А вот руки Хаджи-Мурата: "Хаджи-Мурат приложил небольшие загорелые руки к тому месту, где перекрещивалась белая черкеска". Здесь подобраны определения не модального, а цветового плана,они передают, во-первых, красоту внешнего облика.героя (удвчно исполь­ зованы контрастные цвета: загорелые руки на фоне белой черкески); во-вторых, это в какой-то степени нравственная оценка героя: "з а ­ горелый" - значит здоровый, сильный, работящий. Говорящая деталь "руки" важна не только для автора, но и для его героя. Вот как контрастно передано настроение Хаджи-Мурата при знакомстве с разными людьми, когда рука, ее вид, рукопожатие имеют особое значение: "Выслушав переводчика, Воронцов протянул руку в замшевой перчатке Хаджи-Мурату. Хаджи-Мурат взглянул на эту руку, секунду помедлил, но потом крепко сжрд^е и еще сказал что-то, глядя то на переводчика, то на Воронцова". Смущенность и сомнение в искренности представленных для знакомства людей очень тонко переданы глаголами "взглянул" и "помедлил". В этоы эпизоде содержится определенная символика, проливающая свет на судьбу ге­ роя: русское командование, которому добровольно сдался Хаджи-Му­ рат и от которого он надеялся получить помощь, доверие и понима­ ние, так и осталось для него рукой в "замшевой перчатке", не про­ пускающей нм тепла, ни холода, а следовательно, рукой равнодуш­ ной, не способной понять душу человека, его поступки и стремле­ ния. Эта мысль подтверждается финалом погости: убедившись, что совершил ошибку, доверившись русским, Хаджи-Мурат покидает заста- 92

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=