ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №9 1992г

он сказал своим искусством, потому что другим способом нельзя было передать то чувство, которое он испытал". Реже в повести деталь "глаза" выступает как отрицательная характеристика. Например, при описании внешнего вида царя нес­ колько раз, и это выглядит не как повторение, а как прием, уси­ ливающий негативное отношение к персонажу, Толстой употребляет словосочетание "безжизненный взгляд": "Николаи своим безжизнен­ ным взглядом смотрел на входивших"; "Глаза его, всегда тусклые. сыотреди тусклее обыкновенного". Неумолимо суровый к себе в от­ ношении выбора единственно верного варианта в выражении мысли, а в тф позволил себе употребить формы одного и того же слова: тусклый - тусклее: форма компаратива как нельзя лучше передает нарастание негативного качества. Вспомним, что эпитет "безжизнен­ ный" уже использовался автором при описании внешнего вида стари­ ка, но здесь он наполняется совершенно иным содержанием: 'равно­ душный, неприязненный, лишенный всякого интереса к собеседнику". Есть в повести и весьма своеобразное использование детали "глааа": автор наделяет их способностью говорить, и говорить только истину. Уста могут лгать. В глазах же всегда правда. Вот как передана встреча князя Воронцова с Хаджи-Муратом: "Глаза этих двух людей, встретившись, говорили друг другу, многое, не вырази­ мое словами, и уж совсем не то, что говорил переводчик. Они пря­ мо, без слов высказали друг о друге истину: глаза Воронцова гово­ рили, что он не верит ни одному слову из всеготого, что говорил Хаджи-Мурат. Глазе же Хаджи-Мурата говорили, что старику этому надо было бы думать о смерти, а не.о война, ночто он хоть и отар^ но хитер, и надо быть осторожным с ним". Не менее значительной в описании портрета героя является деталь "руки ". Интересно, что один и тот же эпитет "белые" руки Толстой использует то как положительную, то как отрицательную ха­ рактеристику, в зависимости от принадлежности к возрасту, полу. Вот Марья Васильевна, "знаменитая петербургская красавица, с боль­ шими белыми руками". То же словосочетание, но только по отношению к царю передэвт противоположные чувства: "Николай, молча сжав гу­ бы, поглаживал своими большими белыми руками листы бумаги и слу­ шал доклад.о воровстве". Помимо удачного использования определенных деталей в обрисов­ ке образа художник проявляет себя как непревзойденный мастер еще одного приема: сталкивания слов, способствующих созданию неожи­ данной ассоциации. В лингвистике этот прием носит название CiiSfi- 91

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=