ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №9 1992г

на реке. Он не пошел в деревню, а к реке, к обрыву" (3 7 ). Приведенные примеры далеко не исчерпывают богатство символи­ ческой образности в повести "Отец Сергий". Кроме названных, в по­ вести отчетливо прослеживаются мотивы символической колористики, авуковвя, числовая, пространственно-временная, "человечески вы­ разительная" символика. Тем не менее определенные выводы сделать можно. Два мощных истока питают художественный мир повести "Отец' Сергий" - христианство и язычество, выполняя при этом различные функции. Если народно-поэтическая (языческая) символика является одним из основных средств утверждения патриархального идеала, то христианская символика переосмысляется писателем вплоть до пол­ ного разрушения. Таким образом, будучи равнозначно восприняты, эти два главенствующих в творчестве Л.Н.Толстого типа символики функционально противостоят друг другу. Своеобразным ключом к выявлению и истолкованию некоторых народно-поэтических символов л творчестве Л.Н.Толстого может слу­ жить известный труд А.Н.Афанасьева "Поэтические воззрения славян на природу", в котором классифицируются символические представле­ ния славянской мифологии. Так, зафиксированный у А.Н.Афанасьева народно-поэтический мотив "движения/поступки/следования" вместе с входящими в него представлениями о "ноге/обуви" как выражении человеческой духовности выполняет существенную функцию в художе­ ственном решении проблемы духовного/материального - одной из ос­ новных проблем позднего Л.Н.Толстого, - указывая на возможность духовного пробуждения для Каждой личности на пути к осуществле­ нию патриархального идеала. Приведенные примеры свидетельствуют о плодотворности сопоставления образов и мотивов повести "Отец Сергий" о древнерусской литературной традицией, а также с народ­ но-поэтическими воззрениями, энциклопедией которых является труд А.Н*Афанасьеве. Анализ’ лишь некоторых аспектов символической образности до­ казывает принципиальную возможность вхождения в толстовский под* текст, существование которого до сих пор либо игнорировалось, либо подвергалось сомнению, либо оценивалось упрощенно. 85

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=