ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №9 1992г

распада индивидуалистического сознания. Но что противопоставляет он осуществившийся пророчествам? В утверждающей и призывающей части лекции прочитывается немало толстовских идей, ясно выра­ женных и в Дневниках 90-х годов. Можно назвать такие: человече­ ство едино и едины нравственные законы, его охраняющие; главное дело художника - хранить и развивать "чувство растущего единства человечества", сообщая миру правду, сопротивляясь лжи и делая узнаваемыми, понятными и близкими все радости и страдания всех людей земли, чтобы уроки,жизни каждого народа в XX веке стали общими для всех; "писатель - не посторонний судья своим соотече­ ственникам и современникам, он - совиновник во всем зле, совер- шенном у него на родине или его народом", "ответчик за язвы се­ годняшнего мира"; искусство сберегает общечеловеческий опыт,ста­ новится "живой памятью нации". 1 вот как отвечает А.Солженицын на вопрос: что может искус­ ство сегодня? Оно "растепляет даже захоложенную, затемненную ду­ шу к высокому духовному опыту. Посредством искусства иногда по­ сылаются нам, смутно, коротко, - такие откровения, каких не выра­ ботать рассудочному мышлению". А завершается текст графически выделенный пословицей: "иДНО СЛивО ПРАВД! ВЕСЬ МИР ПЕРЕ1ЯНЕТ". Все позитивные идеи "Нобелевской лекции" могут быть рассмотрены в контексте толстовских мыслей как созвучные, совпадающие, пото­ му что они вырастают в "единой системе отсчета - для злодеяний и благодеяний" ^.Солженицын). это еще раз убеждает нас в мощном универсальном воздействии нравственно-философских исканий, всего художественного наследия Л.Н.Толстого йа мышление современных пи­ сателей. Пскренние, страстные, высокоинтеллектуальные и исповедаль­ ные дневниковые записи Л.Н.Толстого являются фактом общечелове­ ческой гуманистической культуры и каждого читателя учат мыслить, думать о главном в жизни, познавать себя в мире и мир в себе. Они являются также школой реализма для писателей, опорой в осмыслении нового времени, в поиске новых способов его художественного воп­ лощения. Они лучше всего убеждают в том, что сама его жизнь - ■драгоценное, ни с чем не сравнимое произведение искусства" (Ч .А й тм ато в). 50

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=