ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №9 1992г
тическая литература. Современные писатели особенно настойчиво ис следуют народный характер. Перенимая опыт классика, они застав ляют своих обыкновенных героев отвечать на главные философские вопросы веке и верят, что это им по плечу, т а к екак верят в силу народа. В буржуазных концепциях сегодняшнего мира место человека из народа все увереннее занимает "массовый", "средний" человек, у которого есть одна перспектива - "расчеловечиться". Лидер италь янского неоавангардизма здоарда Сангвинетти считает, что "л эпо ху империализма следует говорить не о "народе", 8 о "массе". Уст роителе технологической цивилизации многое делают для того, чтобы в сознании обыкновенных людей произошли глобальные изменения от рицательного свойства. С утратой чувства принадлежности к народу легко согласиться с тем, что и жизнь не уникальная и самодостаточ ная ценность, а необходимый элемент массового производства. Тем, кто любит манипулировать массами, полезно управляемое сознание: оно не тратится на нравственно-философские искания, не страдает без осмысленной жизни и надежно ведет человека к "низше му уровню его животной сущности", еще это называют "редукцией че- О ловека к автомату"0. Противопоставить этому можно только "вочело вечение", которое нельзя исполнить без литературы и искусства. Художник воздействует на наше внутреннее зрение, чтобы мы видели и распознавали завлекательную и развлекательную ложь, которой тщательно декорируется энтропия, усыпляющая разум и ослабляющая волю к сопротивлению. Ложь и искусство, ложь и художник, ложь и самосознание^ наро да и отдельной личности... Катастрофическая опэсность их взаимо действия была очевидном для Л.Н.Толстого, настойчиво и убеждающе он говорил об этом и в Дневниках. Не случайно они читаются в по следние десятилетия со все большим вниманием, становятся ,э чем-то важнее и нужнее художественных книг и мы часто встречаемся как с прямым цитированием дневниковых записей, так и с их строем и ду хом в выражении мыслей, общезначимых не только для искусства, но и для жизни всех людей. Нельзя не услышать отзвука толстовских размышлении в "Нобе левской лекции" Александра Исаевича Солженицына, наконец у нас опубликованной^, в ней имя Л.М.Толстого даже не упоминается, мысль писателя обращена к опыту т.Д.Дос.човскогс, кохсрый прови дел нерадостные результаты вслев..х социальных преобразовании и :9
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=