ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №9 1992г
более полно проявилось в исследовании его скрытых мыслей, свет лых чувств и темных страстей. идна из итоговых толстовских мыслей об искусстве такая: "Главная цель искусства, если есть искусство и есть у'него цель, та, чтобы проявить, высказать правду о душе человека, высказать такие тайны, которые нельзя высказать простим словом, ит этого и искусство. Искусство есть микроскоп, который наводит художник на тайны своей души и показывает эти общие всем тайны людям" ;53, 94). В позднем творчестве он "навел микроскоп" на тайны души че ловека из народа и показал всем, что внутренняя жизнь его непов торима, суверенна и прекрасна, что в ней совершаются "духовные странствий" в поисках смысла жизни. Тяга к обобщению, к синтезирующей мысли, к видению всеобщей и взаимообусловленной связи "всего со всем" привели к новому от крытию народного характера. Постоянное противопоставление искус ственной жизни господ и естественной жизни крестьян перенесено из внешнего, событийного мира во внутренний, психологический, и интерес к нему стал главным,- Сосредоточенно размышляя о "жизни трудового человека с его бесконечно разнообразными формами тру да и связанными с ними опасностями на море и под землею, с его путешествиями, общением с хозяевами, начальниками, товарищами, с людьми других исповеданий и народностей, с его борьбою с приро дой, дикими животными, с его отношениями,к домашним животным, с его трудами в лесу, в степи, в поле, в саду, в огороде, с его отношениями к жизни, детям, не только как к близким любимым лю дям, но как к сотрудникам, помощникам, заменителям в труде, с его отношениями ко всем экономическим вопросам, не кэк к предме там умствования или тщеславия, а как к вопросам жизни для себя и семьи, с его гордостью самодовления и служения людям, с его на слаждениями о тды х а..."5, он понимал эту жизнь, рядовую, обыкно-и венную как воплощение благородства и природной красоты. Не по средственной и безликой виделась она ему, а единственно правиль ной, она и была судом над привилегированными классами. В самом начале IX века JI.H .Толстой поставил актуальные се годня вопросы перед самым обыкновенным человеком: что такое че ловеческий разум? Чему он служит? Что такое цивилизованность? Повествуя о жизни и смерти людей из народа, он будто спорил с Рананом, мысль которого, конечно, не случайно записана в Дневни ке 1891 года: "Смерть француза - факт морального порядка, а 2?
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=