ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №9 1992г

Л . Н .Т о лсто й хорошо понимал, что человек легче усваивает ложные формы жизни, что вырэбитать правильное ииропонимание го­ раздо труднее, чем ложное. Он предостерегал от невнимания к осо­ бенностям духовного бытия, к трудной работе сознания. Его очень волновала опасность разрушения внутреннего мира человека. Он знал, что и великие устремления духа могут быть причиной того, что жажда истины и идеала приводит не только к величию взлета, но и к бездне падения: "Думал еще: то, что тилько с сильными, идеальными стремлениям^ люди могут низко падать нравственно.Толь­ ко птица с крыльями может стремглав Ороситься вниз с дерева или крыши. Сознание силы подъема духовного - крыльев" ь.52, 138). Л.Н . Т о лсто й познавал противоречивую моральную природу чело­ века и видел, что взаимодействие стихийного и разумного не всег­ да заканчивается победой разума над инстинктом, но он страстно ненавидел ту ложь о человеке, которая сводит его бытие к биоло­ гическому существованию. Выработанные им этические принципы дают нам духовную ориентацию, помогают достойно противостоять Откро­ венному гедонизму, культу грубой "животности" и насилия3 . Он учит уважать труд человеческой души, ее воохождвние к пониманию смысла своего. Страстно и самоотверженно искал Л.Н.Толстой глобально обоб­ щающие идеи и не нашел их. "Именно синтезе, - писал В.И.Ленин, - ни в философских основах своего миросозерцания, ни в своем об­ щественно-политическом учениии Толстой не сумел, вернее, не мог найти"'4, и об этом говорят дневниковые записи 9и-х годов. Однако они неопровержимо доказывают и то, что в художественном методе, в реалистической эстетике писатель достиг синтеза. Он синтезиро­ вал свои художественные открытия, переосмыслил свой художествен­ ный опыт и вышел к новым принципам реализма - прообразу реализма XX века• По Дневникам можно следить, как рождалась новые философ­ ские идеи, определившие содержание и поэтику поздней прозы ("В о ­ скресение", "Хаджи-Мурат"), из каких мыслей вырос трактат "Что такое искусство?", как складывалось искание "ноюго и важного". Неотступно думая о новаторстве: "ни в чем гак не вредит кон­ серватизм, как в искусстве" (53, 81), - он ищет таких художествен­ ных форм, что помогли бы "дойти до корня" протилоречивой внутри себя "текущей" жизни и "текучего" человеческого "вещества". Пе­ реосмысливая с во й опыт, он с новой ступени смотрит на мир, а в чентре помещает человека из народа. Новое качество реализма наи­ 26

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=