ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №9 1992г

или нарочно погашает, он не действует" (54, ?4 J (подчеркнуто мной - А .Г .) . В искании, отвечающем потребности разума найти себя в кос­ мосе, в мире живой и неживой природы, в сообществе людей, видел писатель смысл человеческой активности и утверждал, что только самопознание открывает нам нравственный и философский "сверх­ смысл" ее. В трактате "и жизни" читаем: "Прежде всего мы можем и нам нужно познать сада^себя, т .е . тот закон разума, ноторому для нашего блага должйа быть подчинена нала личность, и тогда только нам можно и нужно познать закон своей животной личности и подобных ей Личностей, и, еще в большем отдалении от себя, зако­ ны вещества'*' (-26, 358;. ,1 вот один из. итогов, ежечасного, беско­ нечного и мучительного толстовского самопознания: закон каждой "животной личности" - это жизнь для людей": "Человек так сотво­ рен, что он не может жить один, так же как не могут жить одни пчелы; в него заложена потребность служения другим" (53, 4 ). атот закон сохраняет нравственное сознание человечества, спасает от искажения человеческой сущности, варварского саморазрушения. Размышляя о том, как писэт Л.Н.Толстой решал для себя вопрос: как жить? и деятельном, активном отношении к жизни он думал постоянно, и в этих мыслях созревали поступки. Дневниковые записи дают благодарный материал для понимания того, что теоре­ тическая мысль писателя, сколько бы злободневна и насущна ни бы­ ла она для него самого, жила заботой о разумном человеке, кото­ рому нужно помочь понять, что жизнь свою он должен творить по законам высокого искусства: "Художественное произведение есть то, которое заражает людей, приводит их всех к одному настроению. Нет равного по силе воздействия и по подчинению всех людей к од­ ному и тому же настроению, как дело жизни и, под конец, целая жизнь человеческая. Если бы столько людей понимали все значение и вйю силу этого художественного произведения своей жизни (под­ черкнуто мной - А . Г . ) . Если бы только они так же заботливо ле­ леяли ее, прилагали все силы на то, чтобы не испортить его чем- нибудь и произвести его во всей возможной красоте. А то мы леле­ ем отражение жизни, е самой жизнью пренебрегаем. А хотим ли мы, или не хотим того, она есть художественное произведение, потому что действует на других людей, созерцается ими" (52, И З ; . Соче­ тание строгого, требовательного взгляда v поэтической веры в эс-, тетические возможности жизни обыкновенного человека явлено здесь как принцип толстовского реализма. 25

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=