ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №9 1992г

и утверждает, что "надо начинать с жизни крестьян . . . они по­ ложительное". Он уже отошел от отрицания искусства как такового и размыш­ лял над гопросоы: какие искусство нужно народу? окончательного, удовлетворившего его самого ответа не нашел, но один из главных социальных критериев определил четко, ясно: народу не нужно как "искусство пресыщенных", так и "искусство голодных". Он писал в Дневнике 27 февраля 1896 года: " . . . общество может заниматься искусетвом только тогда, когда все члены его сыты. И пока все члены не сыты, не может быть настоящего искус­ ства. А будет искусстги пресыщенных - уродливое - и искусство голодных - грубое, жалкое; как оно и есть" ^53, 8и). Мечту о но­ вом искусстве как факте народного самосознания - творческого, развивающегося, воссоединяющего связи личного и всеобщего, идеа­ ла и действительности - он не мог представить осуществленной без социального переустройства мира и нравственного совершенствования человека. Ив года в год о неколебимым постоянством думает он о "тво­ рении" лучшего мира как цели человечества. В 1893 году он опре­ делил "жизнь, как движение от неразумного к разумному" Q52, 83); в 1894 году указал на "ужасную ошибку" - "представлять себе мир сотворенным": "Мир не сотворен, а он творится. И жизнь есть не. что иное, как творение . . . " (52, 138;; в 1895 году он так раз­ мышлял о времени и движении: "Что такое время? Нам говоря!, мера движения. Но что же движенье? Какое есть одно несомненное дви­ женье? Такое есть одно, только одно: движение нашей души и всего мира к совершенству" (53, 16-1?;. Современно звучат слова, запи­ санные 29 апреля 1898 года; "Во сне нынче думал, что самое корот­ кое выражение смысла жизни такое: мир движется, совершенствуется; задача человака участвовать в этом движении, и подчиниться, и со­ действовать ему". Такова философская основа классического взгляде не активную, не созерцательную позицию в современном мире. Дневники л.«.Толстого свидетельствуют, что родовая черта русского классического реализма не "созерцательность", а - иска­ ния. Слово "искания", по мнению русского классика, точно соот­ ветствует самой природе реалистического искусства: "Истинное ху­ дожественное произведение заразительное - производится только тогда, когда художник идет - стремится" (53, 7 ? ;; "Художник для того, чтобы действовать ка других, должен быть ищущим, чтобы его произведение было исканием. Если он все нашел и все знает и учит, 24

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=