ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №9 1992г
неуспокоенности и самидивольству. Он ненавидел пустую фразу, праздность мышления, прикрывавших бездуховность, безнравствен ность, тупоумие. Ставя перед человеком серьезные цели, он давал ему в руки "бесконечно малый момент свободы", понимая, что в этой малости (выбор меяду добром и злом)- весь человек, и от крывал перед ним горизонты истинной цивилизации. Если соединить две тенденции в эстетических исканиях писа теля и попытаться определить синтез единым понятием, то таковым станет "гуманистический плюрализм". Не отрицая народного, а на против, активно включая его в систему эстетических ценностей, Толстой с годами все больше и больше убеждался во всемирной при роде искусства. Через жизнь отдельного человека, через судьбу народа он, сохраняя верность историческим формам бытия, шел к по ниманию жизни как всеобщего блага, как согласия части и целого, а на языке социальных утверждений - как всеобщего братства и еди нения неповторимых личностей. И на этом пути он находил многих союзников не только среди великих людей, но и среди безымянных мужиков. Толстой приоритет общечеловеческих ценностей никогда не под вергал сомнению, но ему всегда важно было ответить на вопрос: а в чем же эти общечеловеческие ценности? Мировоззрение и художественное видение - это только два звена в логике жизнедеятельности Tonciorq. В реальной практике они неразрывно связаны, и каждое из них по-своему входит в худо жественный текст. Синтез личного опыта, взятого как целое, миро воззрения, понятого как личностное убежденна, художественного видения, представляющего собой совокупность эстетических принци пов отношения создателя к действительности, - вот что предшест вует возникновению произведения искусства и что не механически, а диалектически, пройдя через приятие и отрицание, входит в мир художественного произведения, образуя его художественную филосо фию. £1
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=