ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №9 1992г
на устах умирающего писателя. Раскрепощенность художественного видения Толстого создавало условие для свободы творчества и защищало его от схематизма и однозначности, для возникновения произведений, в которых собст венное мировоззрение писателя проверялось всей логикой отобража емой им действительности и "чужих сознаний". Т о лсто й очень хоро шо сумел передать эту особенность в дневнике 1891 г . : "Есть ог ромное преимущество в изложении мыслей вне всякого цельного со чинения. В сочинении мысль должна часто сжаться с одной стороны, выдаться с другой, как виноград л плотной к и с т и ..." ^52, 51). Вот в таком "сжатом" (не ущемленном, а со всех сторон как бы придавленном) состоянии и оказывалось в художественном произведе нии собственное мировоззрение писателя, ино могло возвышаться рад другими мировоззрениями, могло уходить в подполье, на время могло уравняться в правах, но оно не превращалось в нечто само- довлеюяее. итсюда - ыногоакцентность в восприятии толстовских произведений не только раннего, но и позднего периода творчества. Скажем, в литературе о "Воскресении" существует более десяти вер сий относительно того, кто же воскрес в романе. Но все станет по нятно, если еспомнить одну из эстетических установок писателя, высказанную в ряде писем 900-х годов:"форм для следования по пути Христа как точек на бесконечной линии, бесконечное количество и ни одна не важнее другой" (65, 222). или: "При одинаково искрен нем стремлении к дибру и истине пути, по которым идут к ним лю ди, могут быть совершенно различны" (65, 292). В этих толстивских словах - корень его эстетики, одна из главных особенностей его реализма. Другая точка опоры толстовско го эстетического мироздания связана с признанием в нем правды должного, то есть определенной, далеко не хлипкой гуманистической позиции. Дипуская взаимоконтакты различных точек зрения на мир, Т о л с т о й не уходил от оценок. Для него не безразличным было сужде ние другого челивека, но право на существование это суждение по лучало лишь тогда, когда оно исходило от нравственного источника жизни. Иодио по-разному чувствовать и понимать действительность, и не всегда личный опыт, свой или чужой, освещен истиной, но этот опыт должен быть ориентирован на нравственные критерии наше го существования. . Толстой говорил "нет" тому, что пробуждало в человеке эгоис тические страсти, желание властвовать друг над другом, безудерж ное стремление к обогащению, тягу к мещанской ограниченности,са ги
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=