ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №9 1992г

на устах умирающего писателя. Раскрепощенность художественного видения Толстого создавало условие для свободы творчества и защищало его от схематизма и однозначности, для возникновения произведений, в которых собст­ венное мировоззрение писателя проверялось всей логикой отобража­ емой им действительности и "чужих сознаний". Т о лсто й очень хоро­ шо сумел передать эту особенность в дневнике 1891 г . : "Есть ог­ ромное преимущество в изложении мыслей вне всякого цельного со­ чинения. В сочинении мысль должна часто сжаться с одной стороны, выдаться с другой, как виноград л плотной к и с т и ..." ^52, 51). Вот в таком "сжатом" (не ущемленном, а со всех сторон как бы придавленном) состоянии и оказывалось в художественном произведе­ нии собственное мировоззрение писателя, ино могло возвышаться рад другими мировоззрениями, могло уходить в подполье, на время могло уравняться в правах, но оно не превращалось в нечто само- довлеюяее. итсюда - ыногоакцентность в восприятии толстовских произведений не только раннего, но и позднего периода творчества. Скажем, в литературе о "Воскресении" существует более десяти вер­ сий относительно того, кто же воскрес в романе. Но все станет по­ нятно, если еспомнить одну из эстетических установок писателя, высказанную в ряде писем 900-х годов:"форм для следования по пути Христа как точек на бесконечной линии, бесконечное количество и ни одна не важнее другой" (65, 222). или: "При одинаково искрен­ нем стремлении к дибру и истине пути, по которым идут к ним лю­ ди, могут быть совершенно различны" (65, 292). В этих толстивских словах - корень его эстетики, одна из главных особенностей его реализма. Другая точка опоры толстовско­ го эстетического мироздания связана с признанием в нем правды должного, то есть определенной, далеко не хлипкой гуманистической позиции. Дипуская взаимоконтакты различных точек зрения на мир, Т о л с т о й не уходил от оценок. Для него не безразличным было сужде­ ние другого челивека, но право на существование это суждение по­ лучало лишь тогда, когда оно исходило от нравственного источника жизни. Иодио по-разному чувствовать и понимать действительность, и не всегда личный опыт, свой или чужой, освещен истиной, но этот опыт должен быть ориентирован на нравственные критерии наше­ го существования. . Толстой говорил "нет" тому, что пробуждало в человеке эгоис­ тические страсти, желание властвовать друг над другом, безудерж­ ное стремление к обогащению, тягу к мещанской ограниченности,са­ ги

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=