ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №9 1992г

обозначен принцип создания толстовской типологии героев. Она не только сущности, но и функциональна. А в дневниках и письмах художника ыы находим массу конкретных примеров такого подхода, и все они требуют самого серьезноги изучения. Идея движения проникает в кеждую клеточку духовных откры­ тий и искании писателя. Так, размышляя о смысле челивеческий жизни, он замечает: "Вся мудристь мира в том, чтобы перенести свою жизнь из формы в содержимое и не направлять свои силы на сохранение формы, а на *то, чтобы течь" ^53, 17;. Толстой был убежден, что только благодаря движению человек обретает свободу и открывает истину. Это убеждение вошло в него с юности, в 185? году он провозгласил для себя: "Истина в движении - только" (ф?, 2 U I;. А в дневнике позднего периода творчества находим: "Человек сюит на пути истинной жизни только тохда, когда то, что он де­ лает, вздет его к совершенству и содействует установлению Царст­ ва Божяя на земле" ф52, 112 ) . Если есть движение, считал он, то человек уже никогда не превратится в умирающую личность,а напротив, ощутит в сабе "свою вечно растущую душу" ф52, 155). Душа человеческая казалась ему бессмертной, и потому ей не дано "удовлетвориться смертным". " . . . Ей, - замечал он, - нужно дело бесконечное" 52, 155), - крайне важное суждение Толстого. Через всю свою жизнь он пронес сознание того, что человек только тогда становится человеком, когда воспринимает свою конечность в бесконечной цепи жизни. Вспомним иленина с его растворенностью в мириадах звезд, Пьера Безухова, в плену постигшего свою бессмертную душу, Ивана Ильича с его "кончена смерть". У во всем этом ни капли мистики, а вели­ кая доля правды, позволяющая человеку благодаря памяти и вообра­ жению протянуть бесконечную линию от прошлого через настоящее к будущему. Понимание этого тем более важно, что позволит исследо­ вателям избежать прямолинейности в истолковании многих образов. Ведь нельзя же в Никите и Холстомере, Акиме и старике на пароме из "Воскресения" видеть чуть ли не идеалы и нз этом останавливать художественную мысль Толстого. Он сам в ряде писем к современни­ кам называл нес.юлько ступеней нравственного совершенствования, восставал против упрощенческого подхода к его героям. Движение означало для писателя и познание мира другого чело­ века, мира неповторимого, "эгоистическиго своей отдельной жиз­ нью", а через это познание - Прикосновение к родовой сущности людей (с м .52, 62 ). 18

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=