ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №9 1992г
в драме "Власть тьмы" стремление человеческой личности к покаянию, нравственному очищению, стремление "душу спасти". Толстой не только художественно воссоздал глубину "мелочей народной жизни", он сосредоточил главное внимание на раскрытии дрэмы отчужденного сознания человека из крестьянской среды, его мучительном пути от власти тьмы бытовой повседневности к свету, торжеству совести и правды, знаменующему собой начальный этап его нравственного прозрения. Толстовские мысли о человеке, о его нравственном долге, о эа- конах человеческого бытия, те "вечные начала нравственности", с позиции которых судит Л.Н.Толстой современную ему действитель ность, были порождены "текущим" и "злободневным" состоянием рус ской жизни, теми самыми "больными" вопросами ее, над решением ко торых мучительно размышлял и писатель-гуманист Г.И.Успенский. Примечания 1. Гусев Н.Н. Летопись жизни и творчества Л.Н.Толстого. 1828- 1890. М., 1958. С. 655. 2. Успенский Г.И . Поли. собр. соч. М., 1946. Т. 5. С. 199. Далее ссылки в тексте даются на это издание с указанием тома и страницы. 3. Русская мысль . 1902. Ноябрь. С. I I I - I I 2 . 4. Из разговоров с приятелями (на тему о власти земли). П Мишаньки Ц Успенский Г.И . Поли. собр. соч. Т. 8. С. 149. 5. Гусев Н.Н. Летопись жизни и творчества Л.Н.Толстого. 1891- 1910. М., I960. С. 533. 6. См. письмо к В.М.Соболевскому, май 1887 г. // Успенский Г.И . Поли. собр. соч. Т. 14. С. 23. 7. Там же. Т.. 13. С. 448. 124
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=