ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №9 1992г

О.В. ЗАСЛАВСКАЯ Школа № 54, г. Тула РЕФЛЕКСИЯ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ ГЕРОЕВ ТОЛСТОГО И ДОСТОЕВСКОГО Рефлексия, будучи одним из ведущих факторов формирования лич­ ности в жизни, в художественных произведениях Толстого и Достоев­ ского выступает как один из важнейших способов характеростроения. Способность к рефлексии - та мета, которая отличает любимых геро­ ев и Толстого, и Достоевского; и это естественно, если учесть, что рефлексия - исходный пункт, основа самовоспитания, самосовер­ шенствования. Кстати, в жизни самих писателей дневник, самоотчет составляли важнейший материал духовного становления. Рассматривая вопрос о роли рефлексии в нравственном самоусо­ вершенствовании героев Толстого и Достоевского, остановимся на тех произведениях, которые включены в школьную программу по лите­ ратуре, - романах "Война и мир" и "Преступление и наказание", и постараемся показать, как могут быть прочитаны на урока некоторые страницы, посвященные изображению внутреннего мира главных геро­ ев, как при этом делаются попытки сформировать у старшеклассни­ ков представления о путях нравственного становления личности.' Изучение литературы в 9-10 классах происходит на фоне посто­ янно растущего интереса учащихся к собственной личности, стремле­ ния к самоанализу. Уяснение закономерностей формирования личности на примере жизненных поисков, достижений и неудач литературного героя может и должно помочь ученику понять объективные и субъек­ тивные факторы собственного становления и стимулировать интерес формирующейся личности к самовоспитанию. Однако, как показывает опыт, учащиеся не .умеют самостоятель­ но воспринимать произведение литературы как источник информации. Решению этой задачи служит целенаправленная работа на уроке по выявлению социально-психологических факторов формирования лично­ сти литературных героев. Осуществление такого подхода с большей или меньшей полнотой определяется характером художественного за­ мысла произведения. С этой точки зрения возможна следующая клас­ сификация вариантов изображения героев в произведениях литерату­ ры: I ) когда дается более или менее полное, детальное описание процесса развитии, становления личност. героя, всех его духовных превращений, т .е . когда эволюция героя выступает в произведении 104

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=