ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №8 1981г
тоническая часть целостной идейно-художественной системы, ее важ нейший компонент, во многом определяющий пути формирования высо кого нравственного облики героев, становления героической личнос ти . В трилогии Федина толстовская тема является одним из своеоб разных проявлений животворной традиции Толстого в искусстве социа- жиотического реализма. .Художественный опыт Федина свидетельствует 0 том, что во многом благодаря ТЬлстому современная литература ор ганически подключена к нравственно-этической традиции русской клас сики. Однако, как известно, трилогия осталась незавершенной. Вели судить по многочисленным черновым записям, заметкам, конспектам, планам к неосуществленной части второй книги романа "Костер", хра нящимся в личном архиве К.А.Федина и частично опубликованным Н.К.Фединой1, можно утверждать, что именно в тех главах, которых художнику написать не довелось, толстовская тема дотана была за нять подлинно центральное место. В предлагаемой работе рассматривается, насколько это на дан ном этапе доступно, каким образом в незавершенной части романа "Костер" его автор предполагал воплотить толстовскую тему. В черновых заметках Федина к своему роману есть такая запись: Пастухов, находясь в эвакуации, рассказывает своим собеседникам "о Л .Т ., которого раньше не понимал, а потом стал боготворить" (с .247). Вероятно, о значении Толстого в жизни Пастухова военной норы вполне можно сказать теми же словами, которыми сам Федин ког да-то определил роль автора "Войны и мира" в его собственном ста новлении: "Он отал для меня божеством наивысшего почитания". Вот почему свои патриотические чувства, предельно обострившиеся в го ды Великой Отечественной войны, фецинский герой не может не связы вать с обращением "к наилучшим из признанных образцов искусства, и таким наилучшим был для него Т . " (о .252). Интересно проследить за логикой развития мысли автора рома на, объясняющей удивительную современность патриотического звуча ния толстовской темн в "Костре". "Лучшие и любимые Л.Т~м герои - защитники Родины..." (с .240), - замечает Федин. А это, в свою оче редь, вызывает и у современного читателя осознанную потребность защищать самое дорогое, а значит, "защитить и самого Л .Т -го , его родной дом, его могилу, которая для нас вечная ценность" (там же). 1 Федин К. Костер: Материалы к твооческой истории романа. - Воп росы литературы, 1978, Ц 1 2 ,с .229-263.В дальнейшем страницы в сносках не оговариваются,а указываются в скобках в тексте работы 4
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=