ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №5 1975г
ные, лоб крутой и изогнутый, глаза черные, не блестящие, но светлые и чудные, заметил рот беспокойный, всегда по движный, жилистую шею, белизну за ушами, большими и неправильными, заметил черноту волос, бровей и усов под стриженных, хотя и малых, и выставленный широкий, с ям кой подбородок, заметил сутуловатость, костлявость всего стана, огромных голеней, огромных рук и нескладность по ходки, ворочащей всем тазом и волочащей одну ногу, з а метил больше всего быстроту, неровность движений и боль ше всего такую же неровность голоса, когда он начал гово рить. То он басил, то срывался на визгливые звуки. Но ког да царь засмеялся, не стало смешно, а страшно, Алексей понял и затвердил царя навсегда» (17, 208). Такой портрет можно назвать сатирическим, что совер шенно не соответствовало первоначальному замыслу ро мана. Но не только сложность и противоречивость эпохи и ге роя затрудняли работу над романом; по справедливому з а мечанию М. Б. Храпченко, «сохранившиеся наброски от дельных эпизодов исторического романа из петровской эпо хи открывают трудные поиски нового способа обрисовки героев, нового стиля повествования» и . При этом исследователь обращает внимание на то, что в отдельных набросках Толстой «пробует» манеру народного сказа в качестве средства, позволяющего как бы «снизу» взглянуть на исторические события. «Когда и простой чело век помирает, то много бывает раздора и греха промежду родных о том, кому достанется наследство после покойника; а после царей наследства остается больше,— все царство и греха бывает еще больше» (17, 155). Нетрудно видеть, что приведенный пример по стилю и языку явно перекликается с первыми попытками создания народного сказа о Петре, относящегося к 60-м гг. Работа над романом продвигалась с большим трудом, хотя иногда казалось, что она близка к завершению. В 1873 г. С. А. Толстая писала сестре: «все лица из времени Петра Великого у него готовы, одеты, наряжены, посажены на свои места, но еще не дышат». Сам писатель в начале этого же года сказал жене, что «машина вся готова, теперь привести ее в действие» 12. Вместе с тем Толстой чувствовал явную неудовлетворен ность в работе над романом, нервничал, жаловалс я на одно сторонность используемых источников. Еще в начале работы 40
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=