ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №5 1975г
Уж это одно доказывает, что не правительство произво дило историю. Но кроме того, читая о том, как грабили, пра вили, воевали, разоряли (только об этом и речь в истории), невольно приходишь к вопросу: что грабили и разоряли? А от этого вопроса к другому: кто производил то, что р а зор я ли? Кто и как кормил хлебом весь этот народ? Кто делал парчи, сукна, платья, камки, в которых щеголяли цари и бояре? Кто ловил черных лисиц и соболей, которыми д ари ли послов, кто добывал золото и железо, кто выводил ло шадей, быков, баранов, кто Строил дома, дворцы, церкви, кто перевозил товары... Народ живет и в числе отправлений народной жизни есть необходимость людей, разоряющих, грабящих, раскошествующих и куражущихся. И это прави тели — несчастные, долженствующие отречься от всего чело веческого». (48, 124). По правильному замечанию А. Е. Грузинского, Толстой «в процессе искания своих героев и соответствующей им среды... пережил какую-то эволюцию, заставившую его от дворцовых и боярских кругов спуститься ниже, к народной толще, и там поискать разрешения того «узла русской ж и з ни», который сидел, по его словам, в петровской эпохе 10. По свидетельству А. С. Суворина, в середине 70-х гг. у Толстого появляется «нелюбовь к выдающимся людям» — осуждение правящих классов и государственной верхушки. Перед Толстым, так же, как и перед Пушкиным, встает множество неразрешенных вопросов, противоречие между «доброжелательством» и «мудростью» Петра и «нетерпели востью самовластного помещика». Вместо идеализации Петра в 60-е гг. у писателя появля ется критическое отношение к своему герою; «наполеонов ское начало» в деятельности Петра просматривается им те перь все чаще и убедительнее. Стремление писателя показать народ в роли ведущей ис торической силы довольно ясно проявилось и в дошедших до нас началах романа; из 35-ти начал лишь в трех и зобр аж а ется Петр, а главными героями, по мысли писателя, должны были стать простые люди — Обросим Петров, солдат Щепо- тов, братья Посошковы. Эти образы нарисованы с наиболь шей художественной силой и явной симпатией. Образ же Петра (а вернее, его внешний портрет) нельзя признать удачным, к тому же он носит несколько тенденци озный характер. «Заметил он (портрет дается глазами сол дата Щепотева — В. Б.) в лице скулы широкие и выставлен 39
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=