ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №5 1975г

ди исторических интересов писателя эта бурная эпоха также занимала одно из первых мест; к ней он обращался в 60-е го­ ды, в период педагогических увлечений и исканий, и в н а ­ чале 70-х годов, в ходе напряженной творческой работы над историческим романом из эпохи Петра, и в конце 70-х годов. Закончив роман «Анна Каренина», Толстой снова во звраща­ ется к прежней мысли — написать роман на эту тему и с а ­ дится за изучение новых архивных и литературных источни­ ков — целой груды материалов. Современные исследователи этого вопроса совершенно правильно отмечают, что отношение Толстого к Петру и пет­ ровским преобразованиям с течением времени менялось, и эту проблему следует рассматривать в динамике, в эволю­ ции 4 на различных этапах творческого пути. Первоначаль­ ный тезис о Петре мы находим в педагогических сочинениях писателя, относящихся к началу 60-х годов прошлого века. В 1862 г. шестая (июньская) книжка для народного чте­ ния открывает собою цикл популярных рассказов о великих реформаторах: Петре I, Магомете, Лютере, Н и к он е 5. Особенно важна и интересна для понимания эстетических и педагогических воззрений Толстого этого периода первая книжка этого цикла, посвященная Петру. Она состоит из трех разделов: а) популярный «сказ» о Петре, по своему стилю и языку очень близкий к фольклору, представлявший собою доступный для крестьян рассказ о царствовании Пет ­ ра, созданный, как видно, писателем на основе различных исторических источников; б) исторические песни о нем, з а ­ писанные в народе (рождение Петра, взятие Азова, казнь стрелецкого атамана, правёж, смерть Пе тра), извлеченные писателем из опубликованных сборников русского фолькло­ ра; в) семнадцать историй про Петра — «анекдотов», х а ­ рактеризующих его как человека и являющихся з аниматель ­ ными рассказами о нем, заимствованными из собраний анек­ дотов Ивана Голикова и Якова Штелина. Книга была рассчитана главным образом на неискушен­ ного читателя, в первую очередь из крестьян. Перед читателем выступает цельный, хотя и несколько примитивный, образ Петра — царя близкого и понятного народу. Толстой опрощает этого героя русской истории в духе народных представлений о «хорошем» царе, ищет и находит в нем «кутузовское начало», наделяет близкими для кресть­ ян чертами характера: простотой, трудолюбием, мастерст­ 2* 35

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=