ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №5 1975г
БЫЛОВ В. М. (Грозный) ТЕМА ПЕТРА I В ЛИТЕРАТУРНОМ НАСЛЕДИИ ЛЬВА ТОЛСТОГО Тема Петра I и петровских преобразований уже в XVIII веке сделалась одной из важных тем русского и мирового искусства. Ломоносов и Пушкин, Державин и Майков, Р а дищев и Фальконе, Вольтер и Белинский, Шевченко и Миц кевич — писатели, скульпторы, художники, народные умель цы, композиторы, относясь по-разному и к петровским ре формам и к личности Петра,— этого «действительно велико го человека» (Энгельс) ', понимали историческое значение переломной эпохи — бурной и противоречивой, которая вол новала творческое воображение многих художников и мыс лителей. Д л я Пушкина эта тема являлась едва ли не наиболее устойчивой, к ней он обращался и в юные годы, и в зрелый период творчества, незадолго по своей трагической гибе ли 2. В своей богатейшей и неповторимой, уникальной палитре он нашел яркие краски для величавого образа Петра — ге роя и победителя в «Полтаве» и грозного властелина в «Мед ном всаднике», а т акже простого, мудрого государственно го деятеля в «Арапе Петра Великого». И тем не менее, Пуш кин нередко останавливался в недоумении перед делами сво его героя. «Достойна удивления разность между государственными учреждениями Петра Великого и временными его указами. Первые суть плоды ума обширного, исполненного доброже лательства и мудрости, вторые нередко жестоки, своенравны и, кажется, писаны кнутом. Первые были для вечности или по крайней мере для будущего — вторые вырвались у нетер пеливого самовластного помещика»,— записал он в своих набросках к Истории П е т р а 3. Живой интерес к этой теме проявлял и Лев Толстой. Сре- 34
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=