ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №5 1975г

БЫЛОВ В. М. (Грозный) ТЕМА ПЕТРА I В ЛИТЕРАТУРНОМ НАСЛЕДИИ ЛЬВА ТОЛСТОГО Тема Петра I и петровских преобразований уже в XVIII веке сделалась одной из важных тем русского и мирового искусства. Ломоносов и Пушкин, Державин и Майков, Р а ­ дищев и Фальконе, Вольтер и Белинский, Шевченко и Миц­ кевич — писатели, скульпторы, художники, народные умель­ цы, композиторы, относясь по-разному и к петровским ре­ формам и к личности Петра,— этого «действительно велико­ го человека» (Энгельс) ', понимали историческое значение переломной эпохи — бурной и противоречивой, которая вол ­ новала творческое воображение многих художников и мыс­ лителей. Д л я Пушкина эта тема являлась едва ли не наиболее устойчивой, к ней он обращался и в юные годы, и в зрелый период творчества, незадолго по своей трагической гибе­ ли 2. В своей богатейшей и неповторимой, уникальной палитре он нашел яркие краски для величавого образа Петра — ге­ роя и победителя в «Полтаве» и грозного властелина в «Мед­ ном всаднике», а т акже простого, мудрого государственно­ го деятеля в «Арапе Петра Великого». И тем не менее, Пуш ­ кин нередко останавливался в недоумении перед делами сво­ его героя. «Достойна удивления разность между государственными учреждениями Петра Великого и временными его указами. Первые суть плоды ума обширного, исполненного доброже­ лательства и мудрости, вторые нередко жестоки, своенравны и, кажется, писаны кнутом. Первые были для вечности или по крайней мере для будущего — вторые вырвались у нетер­ пеливого самовластного помещика»,— записал он в своих набросках к Истории П е т р а 3. Живой интерес к этой теме проявлял и Лев Толстой. Сре- 34

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=