ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №5 1975г
работой». Фомин верил в безошибочность семейного счастья, освященного таким бескорыстным трудом, в единый и все общий для тружеников смысл труда. Неизбежные потери, вызванные действительным опытом участия в революции, определили чрезвычайность нравственных требований героя, интенсивную работу его сознания. Решающим условием ро ста героя стала Великая Отечественная война. Соотнесение настоящего опыта жизни с предшествующим, измерение всей жизни критериями долга, истины, справедливости и создает для него необходимость самой жесткой нравствен ной самопроверки. Платонов использует при этом традици онные приемы раскрытия процесса внутренней жизни героя: он видит памятью всю свою жизнь, соотносит себя с самым близким человеком и с другими людьми, с природой — а че рез природу — с миром людей. «Он тогда больше чувствовал, чем знал»,— эта мысль рождается у самого Фомина, думаю щего о молодости.— «Он еще не мог изъяснить идею всех людей ясными словами, но для него было достаточно одной счастливой уверенности, что сумрак, покрывающий мир и затеняющий человеческое сердце, не вечная тьма, а лишь туман перед рассветом». Война соединила Фомина с миром людей, вооружила его сознание. «Сейчас он уже не пом нил — сознавал ли он в то время, что все действительно воз вышенное рождается лишь из житейской нужды» 16. Мотив преодоления смерти через постижение и деятель ное утверждение «идеи жизни» не случайно замыкает р а с сказ «Афродита». «Иди с исторически решающей частью н а рода, живи в человечестве — и в человечестве останется твоя жизнь и пребудет с ним пока останется на земле чело вечество»,— говорит П л а т о н о в 17. На з ар Фомин пришел к тому важному пониманию жизни, в котором наиболее полно и действительно отразилось движение народа к своему ком мунистическому идеалу. «Сердце его, наученное терпению, было способно снести все, может быть, д аже вечную р а злу ку, и оно способно было сохранить верность и чувство при вязанности до окончания своего существования. В тайне же он имел в себе гордость солдата., который может исполнять любой труд и подвиг человека...» 18. Платонов таким образом исследует нравственные аспек ты революционного процесса — соответствие социалистиче ских преобразований коренным представлениям трудящихся о человеке и мире, он показывает, как революционный про цесс идеологически оформляет классовые представления тру 237
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=