ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №5 1975г

конкретно-исторической определенностью обозначить «лич­ ный мир» человека. Таким образом, сопоставление того п ла ­ ста платоновских рассказов, в которых художественно вы­ явлена «психологическая реальность» человека-труженика, выросшего в высший социальный тип человека, с «предше­ ствующим» ему пластом рассказов о пробуждении тружени­ ка к социальному творчеству, представляется оправданным и важным. В его творчестве, как всякой самостоятельной системе, проступают линии преемственности и взаимодейст­ вия, характеризующие Платонова как явление в масштабе литературного процесса эпохи. В близком по теме к «Фро» рассказе «Афродита» (1946) заметно новое качество мышления Платонова: соотнесение человека и народа, конкретного и общего усложняются в своей диалектике. Р еал ьна я сложность личности, личностных отношений становится необходимой для него категорией. Нравственный рост личности в высшем, коммунистическом смысле естественно связан с ее внутренней свободой, з р е ­ лостью ее сознания. Толстовский метод раскрытия процессов самосознания личности основан на «уловлении» мельчайших подробностей психической жизни, сопоставлении мысли, чув­ ства, физико-биологических реакций человека. Нахождение личностью общего высшего нравственного начала жизни у Толстого связано с величественностью нравственных задач, которые ставит личность. Она берет на себя ответственность за духовные ценности человечества. Признаком такой вели­ кой нравственной сосредоточенности и свободы у Платонова становится реальное обретение героем выхода к человечест­ ву через сложнейший социальный путь к коммунистическому миропониманию. Герой рассказа «Афродита» Н а зар Фомин — не крестья­ нин и не рабочий, но он не отделен опытом жизни от непо­ средственной работы жизнеобеспечения, в которой занят труженик (от производства хлеба, строительства жилищ, облегчения тяжелого физического труда). Путь Фомина к мудрой зрелости чувств и классового сознания повторяет путь многих героев предшествующих произведений («Л ам ­ почка Ильича», «О потухшей лампочке Ильича», «Фро» и др.). Как и другие герои Платонова, Н а з ар Фомин раньше наивно верил в простой, ясный смысл понятной каждому труженику программы коммунизма: «Мир — в рабочих ру­ ках, успех обеспечивается только бескорыстной всеобщей 236

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=