ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №2 1964г
к максимальной точности, скупости, лаконичности изобра жения, удаляя из текста все боковые линии, все то, что за медляет движение сюжета. Так, например, устраняются вос поминания Творогова (первоначально товарищ Ивана Ильича Петр Иванович носил эту фамилию) об училище правоведения, разговор с Иваном Ильичей о том, что он сча стлив и даже не боится смерти (это за два месяца до смер ти). Как установлено нами, в окончательном варианте иск лючен имеющийся в черновиках эпизод жизни Ивана Ильича с семейством на даче у шурина, эпизод, в котором изобра жались стычки, недоразумения, взаимные обиды и пикиров ки родственников, выступавшие под внешней маской благо пристойности и приличия, хотя эти страницы и написаны с большим мастерством. Исключена также из окончательного варианта картина смерти отца Ивана Ильича и получения последним небольшого наследства, которое помогло комфор табельно обставить квартиру. Этот мастерски описанный эпи зод все же является боковым ходом. Так Толстой сгущает, суггестируёт сюжет, выбфасывает второстепенные детали и мастерски описанные эпизоды. Кроме того, в процессе работы над повестью Толстой не ограничивается исключением и переработкой отдельных ма стерски написанных сцен: он изменяет самый стиль повест вования. Л. П. Гроссман в своем комментарии отметил, что в ранних вариантах повествование велось от имени двух лиц. Уже в период болезни Иван Ильич вел дневник, переданный после смерти в руки его сослуживца и товарища по училищу правоведения Творогова, который в позднейшей канониче ской редакции называется Петром Ивановичем. Л. П. Грос сман, досконально изучивший рукописи Л. Н. Толстого, ут верждает: «Форма первого замысла (дневник умирающего) сохранялась довольно устойчиво до поздней стадии работы, когда рассказ в первом лице уступил место объективному повествованию» 6. Итак, в окончательном варианте Толстой использует в ос новном стиль авторского повествования от третьего лица, что дает ему возможность объективней и четче отобразить события. В авторское повествование вкрапливаются голоса отдельных персонажей, самого Ивана Ильича, вдовы покой ного, его сослуживцев, доктора, членов его семьи, кухонного мужика Герасима и других. Большое внимание уделено пи сателем внутреннему монологу, внутренней речи Ивана Ильича, непревзойденным мастером которой был Л. Н. Тол стой. Стиль повести Л. Н. Толстого «Смерть Ивана Ильича» определяется особенностями литературного языка той эпо хи, эпохи последней трети XIX века, и индивидуальными «особенностями стиля Толстого, великого мастера, использу.• 90
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=