ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №2 1964г

к максимальной точности, скупости, лаконичности изобра­ жения, удаляя из текста все боковые линии, все то, что за­ медляет движение сюжета. Так, например, устраняются вос­ поминания Творогова (первоначально товарищ Ивана Ильича Петр Иванович носил эту фамилию) об училище правоведения, разговор с Иваном Ильичей о том, что он сча­ стлив и даже не боится смерти (это за два месяца до смер­ ти). Как установлено нами, в окончательном варианте иск­ лючен имеющийся в черновиках эпизод жизни Ивана Ильича с семейством на даче у шурина, эпизод, в котором изобра­ жались стычки, недоразумения, взаимные обиды и пикиров­ ки родственников, выступавшие под внешней маской благо­ пристойности и приличия, хотя эти страницы и написаны с большим мастерством. Исключена также из окончательного варианта картина смерти отца Ивана Ильича и получения последним небольшого наследства, которое помогло комфор­ табельно обставить квартиру. Этот мастерски описанный эпи­ зод все же является боковым ходом. Так Толстой сгущает, суггестируёт сюжет, выбфасывает второстепенные детали и мастерски описанные эпизоды. Кроме того, в процессе работы над повестью Толстой не ограничивается исключением и переработкой отдельных ма­ стерски написанных сцен: он изменяет самый стиль повест­ вования. Л. П. Гроссман в своем комментарии отметил, что в ранних вариантах повествование велось от имени двух лиц. Уже в период болезни Иван Ильич вел дневник, переданный после смерти в руки его сослуживца и товарища по училищу правоведения Творогова, который в позднейшей канониче­ ской редакции называется Петром Ивановичем. Л. П. Грос­ сман, досконально изучивший рукописи Л. Н. Толстого, ут­ верждает: «Форма первого замысла (дневник умирающего) сохранялась довольно устойчиво до поздней стадии работы, когда рассказ в первом лице уступил место объективному повествованию» 6. Итак, в окончательном варианте Толстой использует в ос­ новном стиль авторского повествования от третьего лица, что дает ему возможность объективней и четче отобразить события. В авторское повествование вкрапливаются голоса отдельных персонажей, самого Ивана Ильича, вдовы покой­ ного, его сослуживцев, доктора, членов его семьи, кухонного мужика Герасима и других. Большое внимание уделено пи­ сателем внутреннему монологу, внутренней речи Ивана Ильича, непревзойденным мастером которой был Л. Н. Тол­ стой. Стиль повести Л. Н. Толстого «Смерть Ивана Ильича» определяется особенностями литературного языка той эпо­ хи, эпохи последней трети XIX века, и индивидуальными «особенностями стиля Толстого, великого мастера, использу.• 90

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=