ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №1 1962г

Франции, школа «антиромана» в Англии, школа, объявляю­ щая роман XIX века пройденным этапом, в Италии). Проблемы современного романа волнуют писателей стран социалистического лагеря. Уже не первый год писатели и критики Чехословакии горячо обсуждают вопрос о специфике средств изображения сегодняшней жизни в романе. Актуальность проблемы романа признана и советским ли­ тературоведением. За последнее время появился ряд теорети­ ческих работ о жанровой природе и специфике романа. В декабре 1959 г. Институт мировой литературы им. А. М. Горь­ кого провел широкую дискуссию о путях развития современ­ ного советского романа. Обсуждение выявило наличие разных точек зрения на задачи романа в наше время. В свете всех этих фактов представляется совершенно не­ обходимым внимательнее изучить наследие наших предшест­ венников, в частности, взгляды на роман такого мастера-ро­ маниста, как Л. Н. Толстой. Разумеется, мы не найдем у него ответа на все, что волнует нас сегодня. Писателю не всегда удавалось правильно решать теоретические вопросы искусст­ ва и подчас с его выводами никак нельзя согласиться. Но тот извилистый и сложный путь, которым мысль Толстого проби­ валась к истине, очень поучителен. Проблема «Толстой и роман» имеет различные аспекты изучения. В нашу задачу не входит анализ достижений Тол- стого-романиста. Мы ставим целью проследить высказыва­ ния его о романе в их эволюции и противоречиях, показать значение этих выступлений писателя для теории романа. При этом мы привлекаем специальные статьи писателя об искус­ стве, его многочисленные замечания, рассыпанные в дневни­ ках, письмах, записных книжках, а также некоторые косвен­ ные данные. * * * В эпоху Толстого в русском литературоведении имели ме­ сто две различные концепции природы романа. Правильное понимание жанровой структуры романа было представлено в работах В. Г. Белинского. Критик рассматривал роман как качественно новую, исторически развитую эпическую форму, образовавшуюся через слияние поэтических элементов эпоса, лирики и драмы. Вследствие этого роман по своей внутрен­ ней структуре оказывается наиболее свободной и эластичной формой, хорошо приспособленной к художественному реше­ нию любых задач современности. Эпическое начало в романе предполагает широкое изо­ бражение народной жизни, глубокое философское наполне­ ние произведения. Лирическая струя предоставляем большие возможности для выражения авторской оценки и положитель­ 7:; 99

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=