ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №1 1962г
Франции, школа «антиромана» в Англии, школа, объявляю щая роман XIX века пройденным этапом, в Италии). Проблемы современного романа волнуют писателей стран социалистического лагеря. Уже не первый год писатели и критики Чехословакии горячо обсуждают вопрос о специфике средств изображения сегодняшней жизни в романе. Актуальность проблемы романа признана и советским ли тературоведением. За последнее время появился ряд теорети ческих работ о жанровой природе и специфике романа. В декабре 1959 г. Институт мировой литературы им. А. М. Горь кого провел широкую дискуссию о путях развития современ ного советского романа. Обсуждение выявило наличие разных точек зрения на задачи романа в наше время. В свете всех этих фактов представляется совершенно не обходимым внимательнее изучить наследие наших предшест венников, в частности, взгляды на роман такого мастера-ро маниста, как Л. Н. Толстой. Разумеется, мы не найдем у него ответа на все, что волнует нас сегодня. Писателю не всегда удавалось правильно решать теоретические вопросы искусст ва и подчас с его выводами никак нельзя согласиться. Но тот извилистый и сложный путь, которым мысль Толстого проби валась к истине, очень поучителен. Проблема «Толстой и роман» имеет различные аспекты изучения. В нашу задачу не входит анализ достижений Тол- стого-романиста. Мы ставим целью проследить высказыва ния его о романе в их эволюции и противоречиях, показать значение этих выступлений писателя для теории романа. При этом мы привлекаем специальные статьи писателя об искус стве, его многочисленные замечания, рассыпанные в дневни ках, письмах, записных книжках, а также некоторые косвен ные данные. * * * В эпоху Толстого в русском литературоведении имели ме сто две различные концепции природы романа. Правильное понимание жанровой структуры романа было представлено в работах В. Г. Белинского. Критик рассматривал роман как качественно новую, исторически развитую эпическую форму, образовавшуюся через слияние поэтических элементов эпоса, лирики и драмы. Вследствие этого роман по своей внутрен ней структуре оказывается наиболее свободной и эластичной формой, хорошо приспособленной к художественному реше нию любых задач современности. Эпическое начало в романе предполагает широкое изо бражение народной жизни, глубокое философское наполне ние произведения. Лирическая струя предоставляем большие возможности для выражения авторской оценки и положитель 7:; 99
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=