ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №1 1962г
ного идеала. Присущие же роману элементы драмы чрезвы чайно обогащают его в художественном отношении, ставя в центр романа не только изображение события, но и типиче ских характеров во всем их индивидуальном многообразии. Теория романа Белинского родилась в полемике с охра нительной и славянофильской критикой, рассматривающей роман как низшую ступень эпоса, в качестве жанра, предназ наченного для изображения лишь любви и семейной жизни. Поверхностный, ненаучный взгляд на роман как на повество вание с любовным сюжетом широко бытовал в литературных кругах и более позднего периода. Многие современники Тол стого центральным жанровым признаком романа считали лю бовный сюжет. «Первою и могущественнейшею силою в ро мане, управляющею всеми действиями его героев, есть лю бовь»,— так во времена Толстого писали о романе почти во всех пособиях для «учащегося юношества» Такую же'точку зрения на роман механически усвоил и Толстой. Однако писатель постоянно ощущал стеснительность данной рамки и всякий раз, подводя итоги собственному творчеству и размышляя о романе, по существу полемизиро вал с узким взглядом на природу этого жанра. Первые замечания Толстого о романе хронологически сов падают с началом творческого пути писателя. Уже в ранний период своего развития Толстой подходил к роману с боль шими требованиями. В нем он видел одно из орудий позна ния общества. Писатель подвергнул критике такие романы, которые, искажая правду жизни, не могли дать правильного взгляда на действительность. В повести «Юность» Толстой иронизирует по поводу романов Сю, Дюма и Поль де Кока. Его насмешку вызывали «и хитрые мыслй, и пылкие чувства, и волшебные события», и чересчур «цельные», односторонние характеры в романах этих авторов2. «Романы учат знать людей и любить их с недостатками, показывая их во всех»,— сделал Толстой свой первый вывод о назначении романа, о принципе изображения характеров в романе 3. Замышляя «Роман русского помещика», Толстой впервые остро ощутил «прокрустово ложе» концепции романа — пове ствования на любовный сюжет. Главной задачей своего ро мана писатель считал изображение деревенской жизни, взаимоотношений между помещиком и крестьянами. В плани- 1 А. Калли с т ра т о в . Отличие эпоса от лирики и драмы, и в част ности древней эпопеи—Илиады и Одиссеи—от романа. Киев, 1877, стр. 17. 2 Л. Н. Толс той . Поли. собр. соч. (юбил.), т. 2, стр. 172. В даль нейшем все, специально неоговоренные, ссылки на Л. Н. Толстого даются по этому изданию. 3 Л. Н. То л с т о й , т. 47, стр. 193. 100
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=