Педагогическое наследие Л. Н. Толстого 1975 г

в. соколов Л. Н. ТОЛСТОЙ И ТУЛЬСКАЯ МУЖСКАЯ ГИМНАЗИЯ История Тульской классической мужской гимназии тесно связана с именем великого русского" писателя и выдающего­ ся педагога Л. Н. Толстого. Опираясь на архивные материа­ лы о гимназии и многолетнем общении Л. Ы. Толстого с этим учебным заведением, дневники и письма Льва Нико­ лаевича, на материалы научной биографии, собранные Би­ рюковым и Гусевым, мемуарную литературу о Льве Тол­ стом и ряде его современников, а также на научную исто­ рико-педагогическую литературу, мы пришли к выводу, что условно можно вычленить три периода этой связи, что не противоречит существующей научной периодизации его пе­ дагогической деятельности, однако дополняет и конкрети­ зирует ее. Нами вычленены следующие периоды: первая половина 60-х годов, семидесятые годы, начало 80-х годов XIX в. Ше­ стидесятые годы были периодом расцвета практической и те­ оретической деятельности Л. Толстого в области педагогики. В его работах этих лет отразились в целом демократические педагогические идеи шестидесятников. В этот период Львом Николаевичем основывается Яснополянская школа, ведется энергичная работа по созданию педагогического журнала «Ясная Поляна». Это были годы непосредственного творче­ ского общения Толстого с Тульской мужской гимназией. Во­ просу о связи Л. Толстого с Тульской мужской гимназией посвящена всего лишь одна статья в период послеоктябрь­ ского развития историко-педагогической мысли1. Нами поставлена задача по возможности полнее осветить ту часть общественно-педагогической деятельности Л. Н.Тол­ стого, которая прямо или косвенно связана с жизнью Туль­ ской мужской гимназии, не ограничиваясь 60-мп годами про- 1 Имеется в виду статья Н. А. Потаповой «Тульская мужская класси­ ческая гимназия 60-х годов и Л. Н. Толстой». Толстовский сборник. Туль­ ское обл. кишки, из-во, Тула, 1962 г. 74

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=