Педагогическое наследие Л. Н. Толстого 1975 г

чения, по разве «новый» рассказ легче? Авторы учебников опасаются, что учащиеся окажутся неспособными пониi и текст. Эксперимент, проведенный нами в 4-х классах Ма­ рийской АССР, показывает, что неадаптированный текст учащиеся понимают хорошо, они не испытывают затруднения при ответе на вопросы по тексту, воспринимают текст с большим интересом. Следует сказать, что в последние годы положение не­ сколько изменилось. Авторы стали с большей осторожностью относиться к процедуре адаптации текстов. Мягко адаптиро­ ванные или совсем неадаптированные тексты приведены в «Книге для чтения» (3-й класс. Авторы Л. А. Варковицкая, А. А. Михеева, Ленинград, 1972). Экспериментальная рабо­ та по обучению восприятию русской речи учащихся началь­ ных классов, проводимая сотрудниками нашего института, опирается на использование неадаптированных или мягко адаптированных текстов Л. Н. Толстого. Данные этой рабо­ ты позволяют судить об эффективности работы с такими текстами: она воспитывает у детей чувство языка, совер­ шенствует их речь, вызывает у них стремление к творчеству. Л. Н. Толстой говорил о том, что художественное слово отличается от нехудожественного именно тем, что вызывает бесчисленное множество мыслей, ассоциаций, представлений, объяснений. Об этом нужно помнить всегда, ибо, как пишет И. Г. Васильева: «Неосторожно оперируя нашими слишком примитивными подчас инструментами, мы рискуем превра­ тить художественное слово в нехудожественное, умертвить живое и образное произведение»2. Решать вопрос о целесообразности и способах адаптации какого-либо произведения можно только на основе самого серьезного изучения стиля писателя, его мировоззрения, особенностей всего его творчества. ЦИТИРУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА 1 Ю. А. С о р о к и и. Тексты как пснхолннгвнстнческая реальность. Со. Страноведение и преподавание русского языка иностранцам. Изд. МГУ, 1972, стр. 157—158. 2 И. Г. В а с и л ь е в а. Некоторые вопросы, связанные с адаптацией учебных текстов. Русский язык в национальной школе, 1972, Х° 5, стр. 24.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=