Педагогическое наследие Л. Н. Толстого 1975 г
чения, по разве «новый» рассказ легче? Авторы учебников опасаются, что учащиеся окажутся неспособными пониi и текст. Эксперимент, проведенный нами в 4-х классах Ма рийской АССР, показывает, что неадаптированный текст учащиеся понимают хорошо, они не испытывают затруднения при ответе на вопросы по тексту, воспринимают текст с большим интересом. Следует сказать, что в последние годы положение не сколько изменилось. Авторы стали с большей осторожностью относиться к процедуре адаптации текстов. Мягко адаптиро ванные или совсем неадаптированные тексты приведены в «Книге для чтения» (3-й класс. Авторы Л. А. Варковицкая, А. А. Михеева, Ленинград, 1972). Экспериментальная рабо та по обучению восприятию русской речи учащихся началь ных классов, проводимая сотрудниками нашего института, опирается на использование неадаптированных или мягко адаптированных текстов Л. Н. Толстого. Данные этой рабо ты позволяют судить об эффективности работы с такими текстами: она воспитывает у детей чувство языка, совер шенствует их речь, вызывает у них стремление к творчеству. Л. Н. Толстой говорил о том, что художественное слово отличается от нехудожественного именно тем, что вызывает бесчисленное множество мыслей, ассоциаций, представлений, объяснений. Об этом нужно помнить всегда, ибо, как пишет И. Г. Васильева: «Неосторожно оперируя нашими слишком примитивными подчас инструментами, мы рискуем превра тить художественное слово в нехудожественное, умертвить живое и образное произведение»2. Решать вопрос о целесообразности и способах адаптации какого-либо произведения можно только на основе самого серьезного изучения стиля писателя, его мировоззрения, особенностей всего его творчества. ЦИТИРУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА 1 Ю. А. С о р о к и и. Тексты как пснхолннгвнстнческая реальность. Со. Страноведение и преподавание русского языка иностранцам. Изд. МГУ, 1972, стр. 157—158. 2 И. Г. В а с и л ь е в а. Некоторые вопросы, связанные с адаптацией учебных текстов. Русский язык в национальной школе, 1972, Х° 5, стр. 24.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=