Педагогическое наследие Л. Н. Толстого 1975 г

литико-синтетического метода; к этому методу не подходили, однако, рекомендуемые им названия букв. Толстой предла­ гал называть согласные буквы при помощи присоединения к ним гласной буквы е: бе, л е, м е, се, ф е и т. д.; в то время как сторонники звукового метода, подчеркивая соот­ ветствие букв звукам живой речи, предлагали называть их кратко: б, в, к, т, с, ф л т. д.» Метод обучения грамоте, разработанный Л. II. Толстым, привлекает к себе внимание исследователей и в наши дни. О плодотворности и перспективности методических идей Л. И. Толстого впечатляюще говорил в 1964 г. проф. В. М. Чистяков. По мнению В. М. Чистякова, если объеди­ нить некоторые идеи О. П. Лемени-Македон1 2 со слогово- слуховым методом Л. Н. Толстого, то можно было бы соз­ дать новый, комплексный метод — метод буквенно-слоговой. «Тогда можно было бы составить букварь наподобие «Новой азбуки» Л. Н. Толстого и но нему научить детей читать за полторы-две недели» 3. Обращение к Л. Н. Толстому видных ученых нашего вре­ мени ярко свидетельствует о том, что потенциальные воз­ можности его методической системы обучения грамоте дале­ ко не исчерпаны. Таким образом, главная заслуга Л. Н. Толстого в мето­ дике обучения грамоте состоит в том, что он создал такой метод обучения грамоте, который может послужить основой для создания более рационального и эффективного метода по сравнению с ныне действующим методом. 1 К. Д. Уш и и с к и и, В. П. В а х т с р о в, В. А. Ф л е р о в. Об обуче­ нии грамоте. Основы звукового метода. Составил С. П. Редозубов, Учпед­ гиз, М., 4941, стр. 11. 2 См.: О. П. Л е м е н и - Ма к е д о н . Не пора ли изменить методику обучения грамоте? Ж. «Советская педагогика», 1964, № 4. 3 В. М. Чи с т я к о в . Как же обучать детей грамоте? Ж. «Советская педагогика», 1964, Х ° 6, стр. 81.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=