Педагогическое наследие Л. Н. Толстого 1975 г
это, конечно, о самого начала не могло не препятствовать проникновению методических рекомендации Л. Н. Толстого в практику школы. И все же интерес к методическим исканиям Л. Н. Толсто го с течением времени не угасал. Каждый, кто пытался внести свою лепту в разработку вопросов методики грамоты, не «мог не считаться с тем, что уже было сделано до него в этой области Л. Н. Толстым. Добуквенные слуховые упражнения в разложении слогов и слов на звуки и соеди нении звуков в слоги и слова, т. е. применение приемов анализа и синтеза речи при обучении чтению и письму, по степенность усложнения упражнений «в трудностях чтения по величине слов и особенностям выговора» *, сознательность чтения, которая достигается путем создания близкого и по нятного детям материала для чтения и путем постепенного усложнения текстов для чтения по принципу от простого и легкого к сложному, одновременность в обучении чтению и письму, индивидуальный подход к тем, кто обучается гра моте,— вот что привлекало и привлекает внимание исследо вателей, работающих в области методики грамоты, в мето дическом наследии Л. Н. Толстого. И каждый, кто когда- либо прикасался к духовному наследию Л. Н. Толстого, на ходил в нем то, что искал. Так богат и многогранен был духовный мир Л. Н. Толстого-педагога! И. Н. Шапошников нашел в слуховом методе Л. Н. Толстого мотивы, созвучные своему, образно-моторному методу. «Л. Н. Толстой,—писал И. Ы. Шапошников,— обучал детей слуховым способом по типу те + у = ту, т. е. отказывался от выделения «чистых» звуков, считая, что полной чистоты их вообще нельзя до стичь»1 2. С. П. Редозубов обнаружил в методе Л. Н. Толсто го элементы, родственные современному звуковому аналити ко-синтетическому методу. «Выступление Толстого в печати по вопросу о методе обучения грамоте,—говорил С. П. Ре дозубов,—имело, несомненно, большое значение для русской школы: в ней окончательно утвердился метод работы, вклю чающий в себя и анализ, и синтез. Толстой возражал про тив уродливых форм звукового метода; тем не менее, про пагандируя слуховой метод обучения грамоте, он тем самым способствовал проникновению звукового метода в русскую школу: в слуховом способе Толстого имеются элементы ана- 1 Л. Н. Т о л с т о и . Новая азбука, изд. 21, 1897. Предисловие, стр. 1—2. 2 И. Н. Ша п о ш н и к о в . Как обучать грамоте, «Работник просвеще ния», М., 1929, стр. 58—59. 67
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=