Педагогическое наследие Л. Н. Толстого 1975 г

Обучение письму проводилось одновременно с обучением чтению. Ученики сначала учились писать печатными буква­ ми, а потом уже рукописными. О том, как дети овладевали письмом, Л. Н. Толстой рассказывает: «Писание велось сле­ дующим образом. Ученики выучивались одновременно узна­ вать и чертить буквы, складывать и писать слова, понимать прочитанное и писать. Они становились около стены, рас­ черчивая мелом отделы, и один из них диктовал то, что ему приходило в голову, другие писали. Ежели их было много, то они разделялись па несколько групп. Потом по очереди диктовали другие, и все перечитывали друг у друга... Сна­ чала поправляли ошибки неверностей складов и отделение слов, йотом ошибки о — а, а потому —е и т. д... Тут и чте­ ние, (и выговор, и писание, и грамматика» '. Обучаясь по слуховому методу таким образом, учащиеся овладевали грамотой за полтора месяца. Из нашего краткого описания хода обучения грамоте по слуховому методу видно, что Л. П. Толстой явился создате­ лем буквенно-звукового синтетико-аналитического метода, вобравшего в себя все лучшие достижения как школьной теории и практики, так и народной педагогики. Метод Л. Н. Толстого нашел свое блестящее воплощение з «Азбуке» и «Новой азбуке», которые, являясь подлинной энциклопедией для детей, до настоящего времени продолжа­ ют оставаться непревзойденными образцами для составите­ лей букварей и книг для чтения. Однако метод и букварь Л. Н. Толстого, к сожалению, не были поняты современниками и поэтому не получили ши­ рокого распространения. Даже такой проницательный педа­ гог и методист, как И. И. Паульсон, не увидел в букваре Л. Н. Толстого ничего такого, что отличало бы его «от обык­ новенных букварей, составленных по буквослагательному способу»1 2. Методические идеи Л. И. Толстого были встре­ чены в штыки поборниками звукового синтетического метода во главе с Н. А. Корфом, развернувшими к моменту появ­ ления «Азбуки» Л. Н. Толстого свою кипучую деятельность. Они «набросились на вновь появившуюся «Азбуку» ...и еди­ ногласно признали предлагаемые автором приемы обучения зо всех отношениях несостоятельными и отсталыми»3. Все 1 Л. И. Т о л с т о й . Псд. соч., Учпедгиз, 1953, стр. 185. 2 И. И. П а у л ь с о н . Методика грамоты по историческим и теорети­ ческим данным, ч. 1. Спб. 1887, стр. 352. 3 Т а м ж е, стр. 352. 66

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=