Педагогическое наследие Л. Н. Толстого 1975 г
Обучение письму проводилось одновременно с обучением чтению. Ученики сначала учились писать печатными буква ми, а потом уже рукописными. О том, как дети овладевали письмом, Л. Н. Толстой рассказывает: «Писание велось сле дующим образом. Ученики выучивались одновременно узна вать и чертить буквы, складывать и писать слова, понимать прочитанное и писать. Они становились около стены, рас черчивая мелом отделы, и один из них диктовал то, что ему приходило в голову, другие писали. Ежели их было много, то они разделялись па несколько групп. Потом по очереди диктовали другие, и все перечитывали друг у друга... Сна чала поправляли ошибки неверностей складов и отделение слов, йотом ошибки о — а, а потому —е и т. д... Тут и чте ние, (и выговор, и писание, и грамматика» '. Обучаясь по слуховому методу таким образом, учащиеся овладевали грамотой за полтора месяца. Из нашего краткого описания хода обучения грамоте по слуховому методу видно, что Л. П. Толстой явился создате лем буквенно-звукового синтетико-аналитического метода, вобравшего в себя все лучшие достижения как школьной теории и практики, так и народной педагогики. Метод Л. Н. Толстого нашел свое блестящее воплощение з «Азбуке» и «Новой азбуке», которые, являясь подлинной энциклопедией для детей, до настоящего времени продолжа ют оставаться непревзойденными образцами для составите лей букварей и книг для чтения. Однако метод и букварь Л. Н. Толстого, к сожалению, не были поняты современниками и поэтому не получили ши рокого распространения. Даже такой проницательный педа гог и методист, как И. И. Паульсон, не увидел в букваре Л. Н. Толстого ничего такого, что отличало бы его «от обык новенных букварей, составленных по буквослагательному способу»1 2. Методические идеи Л. И. Толстого были встре чены в штыки поборниками звукового синтетического метода во главе с Н. А. Корфом, развернувшими к моменту появ ления «Азбуки» Л. Н. Толстого свою кипучую деятельность. Они «набросились на вновь появившуюся «Азбуку» ...и еди ногласно признали предлагаемые автором приемы обучения зо всех отношениях несостоятельными и отсталыми»3. Все 1 Л. И. Т о л с т о й . Псд. соч., Учпедгиз, 1953, стр. 185. 2 И. И. П а у л ь с о н . Методика грамоты по историческим и теорети ческим данным, ч. 1. Спб. 1887, стр. 352. 3 Т а м ж е, стр. 352. 66
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=