Педагогическое наследие Л. Н. Толстого 1975 г
рып лежит в основе чтения и письма. Наконец, учитель предлагал ученикам читать и складывать то же самое по книге и точно так же раскладывать и писать. Приемы анализа и синтеза звуков и слогов отрабатыва лись но букварю, где с этой целью напечатано семь групп буквосочетаний: в первой группе —буквосочетания б а, ч а, га. ма и т. д.; во второй — б л а, ила, мл а, вла и т. д.; в третьей — с б а, с н а, с к а, с т а и т. д.; в четвертой —б с к а, в з ды в дру , в к р и и т. д.; в пятой —бетро, б з дна , вздра, в з г л и и т. д.; в шестой —бъ, въ, рхъ, с къ и т. д.; в седьмой —д а й , чай, с ай, фа й и т. д. Всего 525 букво сочетаний. На третьем этапе учащиеся обучались соединять слоги в слова и разлагать слова на слоги, а слоги на буквы. Для того, чтобы упростить эту задачу, детям предлагались такие слова, слоги которых были бы непохожи, например: шу- ба , т р а - в а , с т р а - шн о , я - м а, з е л е - н ый и т. д. Соедине ние слогов в слова и разложение слов на слоги и буквы осуществлялись сначала на слух, а затем по книге и на до ске, т. е. при чтении и письме. От чтения отдельных слов переходили к послоговому чтению коротеньких фраз —по словиц и поговорок, подобранных на каждую букву алфа вита, например на букву а: Аз б у к у учат , на всю и з бу к р и ч а т ; на букву л: Ле т о с о бир а е т , з има с ъ е д а е т и т. д. Л. Н. Толстой считал, что дети в большей степени, чем взрослые, любят читать произведения устного народного творчества, и поэтому уже с первых страниц вво дил в свой букварь пословицы, поговорки и загадки. На четвертом этапе дети читали предложения, составлен ные из таких слов, написание которых не совпадало с их произношением. С этой целью эти слова давались в буква ре в двух вариантах — так, как они пишутся, *и так, как их а нужно произносить, например: два человека на улиц% нашли а а вм%ст |з книгу и стали о ней спорить. Третий опросили: кто а о Л х а из васъ грамотный?» Они сказали: «никто, оба неграмот- ца ные». Два пл^шивыхъ за гребень дерутся1. Работая над такого рода материалом, учащиеся пости гали разницу между орфографическим и орфоэпическим чте нием. : Л. И. Т о л с т о й . Поли. собр. соч., т. 22, ГИХЛ, М., 1957, стр. 58. 65
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=