Педагогическое наследие Л. Н. Толстого 1975 г
ля и его таланта: «Лучшая метода для известного учителя есть та, которая более всех других знакома учителю... наи лучшая метода была бы та, которая отвечала бы на все возможные затруднения, встречаемые учеником, т. е. не ме тода, а ‘искусство и талант» 1 2. Из всех методов обучения грамоте наиболее рациональ ным и эффективным Л. Н. Толстой, естественно, считал свой,, слуховой метод, хотя и в нем он видел как сильные, так и слабые стороны. Ход обучения грамоте но слуховому методу состоит из четырех этапов. На первом этапе изучались буквы. Учитель предъявлял детям букву за буквой (буквы писались мелом па доске или их изображения вывешивались на доске) и называл их, прибавляя к каждой согласной краткий гласный призвук е: бе, ве, г е и т. д. Ученики повторяли за учителем названия букв. Научившись различать буквы, учащиеся начинали их писать. Знание букв закреплялось по первым 14-ти страни цам букваря3. В нем на первых двух страницах был поме щен алфавит из крупных букв, затем в алфавитном порядке шли печатные и рукописные заглавные и строчные буквы с предметными картинками под ними: под буквой а — изобра жение арбуза, под буквой б — изображение бочки, под бук вой в—изображение вилки, под буквой г — изображение гриба и т. д. Таким способом все буквы можно было заучить за один урок. Второй этап —складывание и раскладывание слогов сна чала на слух, а потом и по книге. Учитель говорил, а уче ники вслед за ним повторяли: б е, ре, а — б р а ; б е, а — б а и т. д. Основная цель этой синтетической работы заключа лась в том, чтобы научить детей на слух отбрасывать ненуж ную гласную е. После десяти повторений слогов ученики уже овладевали приемом отбрасывания гласной е, и тогда учи тель перечислял буквы, например и е, р е, о, а дети назы вали готовый слог —про и т. д. Затем синтетические опера ции сменялись аналитическими. Учитель называл слог и вслед за этим перечислял составляющие его буквы: б р а — бе, ре, а; дру —дс, ре, у и т. д. В ходе этой аналитиче ской работы ученики овладевали приемом на слух разлагать слоги, прибавляя гласную е к согласным звукам. Таким путем учащиеся по слуху овладевали тем механизмом, кото- 1 Там же, стр. 102—103. 2 Здесь и далее имеется в виду «Азбука». 64
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=