Педагогическое наследие Л. Н. Толстого 1975 г
А. Ф. ШАНЬКО Л. ТОЛСТОЙ О МЕТОДИКЕ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ Л. Н. Толстой был нс только великим писателем, гени альным мыслителем, но и выдающимся педагогом-теорети- ком, талантливым учителем-практиком. Он много и плодо творно потрудился над разработкой всех разделов методики преподавания русского языка в начальной школе —чтения, грамматики и орфографии, развития письменной речи уча щихся; особенно весомый вклад Л. Н. Толстого в методику первоначального обучения чтению и письму —в методику грамоты. В результате многолетней экспериментальной ра боты Л. II. Толстой изобрел оригинальный метод обучения грамоте, создал свои знаменитые пособия по обучению гра моте— «Азбуку» (1872 г.) и «Новую азбуку» (1875 г.), написал целый ряд блестящих статей на педагогические темы. Проблему методики обучения грамоте Л. Н. Толстой ставил смело и широко. Отталкиваясь от основного принци па своих педагогических воззрений —теории свободного воспитания, движимый высокими патротическимп помысла ми, он горячо отстаивал право на существование разных ме тодов в зависимости от различных факторов: во-первых, от истории народа и особенностей его языка: «Каждый народ и к а ж д ы й я з ы к имеет преимущественную связь с одною какою-нибудь методой. Чтобы узнать эту методу, надо знать только, но какой методе дольше всего учился народ»1; во- вторых, от общей постановки обучения в школе, от отноше ния между учащим и учащимися в процессе обучения: «Чем с меньшим принуждением учатся дети, тем метод лучше; чем 'С большим, тем х у ж е » 23; в-третьих, от индивидуальных особенностей обучающихся детей: «Всякая отдельная лич ность... д о л ж н а быть обучена совершенно особенно от всякой другой, п поэтому для каждого должна быть особая мето да» 1; в-четвертых, от методической подготовленности учите- 1 Л. Н. Т о л с т о й . Псд. соч., Учпедгиз, М., 1953, стр. 102. 2 Т ам ж е, стр. 378. 3 Т ам ж е , стр. 103. 63
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=