Педагогическое наследие Л. Н. Толстого 1975 г
«Война и мир» выглядит следующим образом (смотри план). Большая роль в формировании у учащихся эстетических понятии принадлежит знакомству с мировоззрением писате ля, с его эстетическими взглядами, с историей создания про изведения. Эта работа вводит учащихся в «творческую лабо раторию» писателя, дает возможность понять стиль его ра боты, особенности его творческого метода, понять, как созда ется высокохудожественное, истинно прекрасное произведе ние. Готовясь познакомить учащихся с историей создания ро мана «Война и мир», мы четко определили две задачи: 1) по мочь учащимся понять, почему Л. Толстой от эпохи 60-х го дов обращается к событиям 1-й четверти 19 века и как ос новные проблемы романа перекликаются с теми вопросами, которые волновали русское общество в 60-е годы XIX века; 2) показать, как работал Толстой-реалист над романом, ка ковы особенности его творческого процесса. Метод работы — лекция с элементами беседы. В лекции был использован раз нообразный и новый для учащихся материал: отрывки из ста тей, писем, дневников Л. Толстого, воспоминания современ ников, рисунок художника Пастернака «Л. Толстой в период работы над романом», начало повести «Декабристы», отзывы о романе и др. Все это помогло ярче, глубже раскрыть исто рию замысла романа, показать сложность работы над ним, уяснить глубокую связь романа с современностью и подго товить учащихся к осмысленному и эмоциональному изуче нию текста «Войны и мира». Впервые знакомясь с произведением искусства, учащиеся воспринимают его эмоционально, непосредственно, но, как правило, неглубоко. Анализ же изучаемого произведения, его «вторичное прочтение» помогает учащимся осмыслить, про чувствовать прочитанное. Осознанное эстетически-оценочное отношение к героям и событиям произведения — очень важ ный фактор формирования и обогащения у школьников поня тий о прекрасном и безобразном, возвышенном и низменном в искусстве, в человеке, в жизни. Изучение романа «Война и мир» дало большой материал для работы над понятием «красота человека». Были исполь зованы такие приемы работы: а) постановка вопросов, тре бующих раздумий над внутренним обликом героев (напри мер, «Почему при первом же появлении в салоне Шерер Андрей и Пьер вызвали у вас симпатии?», «В чем внутрен няя красота Пьера Безухова?», «Как вы относитесь к често- 54
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=