Педагогическое наследие Л. Н. Толстого 1975 г

«Война и мир» выглядит следующим образом (смотри план). Большая роль в формировании у учащихся эстетических понятии принадлежит знакомству с мировоззрением писате­ ля, с его эстетическими взглядами, с историей создания про­ изведения. Эта работа вводит учащихся в «творческую лабо­ раторию» писателя, дает возможность понять стиль его ра­ боты, особенности его творческого метода, понять, как созда­ ется высокохудожественное, истинно прекрасное произведе­ ние. Готовясь познакомить учащихся с историей создания ро­ мана «Война и мир», мы четко определили две задачи: 1) по­ мочь учащимся понять, почему Л. Толстой от эпохи 60-х го­ дов обращается к событиям 1-й четверти 19 века и как ос­ новные проблемы романа перекликаются с теми вопросами, которые волновали русское общество в 60-е годы XIX века; 2) показать, как работал Толстой-реалист над романом, ка­ ковы особенности его творческого процесса. Метод работы — лекция с элементами беседы. В лекции был использован раз­ нообразный и новый для учащихся материал: отрывки из ста­ тей, писем, дневников Л. Толстого, воспоминания современ­ ников, рисунок художника Пастернака «Л. Толстой в период работы над романом», начало повести «Декабристы», отзывы о романе и др. Все это помогло ярче, глубже раскрыть исто­ рию замысла романа, показать сложность работы над ним, уяснить глубокую связь романа с современностью и подго­ товить учащихся к осмысленному и эмоциональному изуче­ нию текста «Войны и мира». Впервые знакомясь с произведением искусства, учащиеся воспринимают его эмоционально, непосредственно, но, как правило, неглубоко. Анализ же изучаемого произведения, его «вторичное прочтение» помогает учащимся осмыслить, про­ чувствовать прочитанное. Осознанное эстетически-оценочное отношение к героям и событиям произведения — очень важ­ ный фактор формирования и обогащения у школьников поня­ тий о прекрасном и безобразном, возвышенном и низменном в искусстве, в человеке, в жизни. Изучение романа «Война и мир» дало большой материал для работы над понятием «красота человека». Были исполь­ зованы такие приемы работы: а) постановка вопросов, тре­ бующих раздумий над внутренним обликом героев (напри­ мер, «Почему при первом же появлении в салоне Шерер Андрей и Пьер вызвали у вас симпатии?», «В чем внутрен­ няя красота Пьера Безухова?», «Как вы относитесь к често- 54

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=