Педагогическое наследие Л. Н. Толстого 1975 г
щихся к литературному произведению в процессе его анали за, вторичного прочтения. Богатейший материал для формирования у старшеклас сников таких нравственно-эстетических понятий, как «пре красное», «безобразное», «возвышенное», «героическое» и др., дает изучение романа Л. Н. Толстого «Война и мир». При исследовании вопросов эстетического развития уча щихся в процессе преподавания литературы большое значе ние приобретает изучение первичного восприятия ими худо жественного произведения и отношения к нему. Знание учи телем того, как воспринято учащимися художественное произ ведение в целом, отдельные его эпизоды, поступки героев, что понято в произведении верно, а что осталось совсем не понятным, как относятся учащиеся к героям и как обосновы вают свои эстетические оценки, какими эстетическими поня тиями при этом оперируя, — поможет учителю продумать систему работы над произведением и позволит сделать ра боту по формированию эстетических понятий более эффек тивной. Вот почему в практике своей исследовательской ра боты перед изучением в классе такого сложного но своему идейно-художественному содержанию произведения, как «Война и мир», мы предложили учащимся дать письменный ответ на вопрос «Какой герой и какая сцена романа «Война и мир» понравились вам и почему?». Цель работы —опреде лить, что и как воспринято учащимися при первом самостоя тельном чтении романа. Анализ ответов показал, что учащиеся высоко ценят реа лизм романа, им нравятся лирические и полные драматизма эпизоды, их привлекает духовная красота Пьера, Андрея, Наташи. Однако большинство учащихся затрудняется выра зить свое отношение к изображаемому; оценки многих по верхностны, чаще всего встречается пересказ текста; многие суждения рационалистичны, бедна и невыразительна речь. Все это свидетельствует о невысоком уровне эстетического восприятия произведения учащихся, о неумении оперировать эстетическими оценками и понятиями. В результате изучения первичного восприятия учащимися романа Л. Н. Толстого «Война и мир» мы смогли не только ознакомиться с уровнем восприятия произведения учащими ся и их отношением к прочитанному, но и определить систе му работы над романом, выбор материала для анализа, а это помогло нам более целенаправленно вести работу по фор мированию эстетических понятий. План работы над романом
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=