Педагогическое наследие Л. Н. Толстого 1975 г

щихся к литературному произведению в процессе его анали­ за, вторичного прочтения. Богатейший материал для формирования у старшеклас­ сников таких нравственно-эстетических понятий, как «пре­ красное», «безобразное», «возвышенное», «героическое» и др., дает изучение романа Л. Н. Толстого «Война и мир». При исследовании вопросов эстетического развития уча­ щихся в процессе преподавания литературы большое значе­ ние приобретает изучение первичного восприятия ими худо­ жественного произведения и отношения к нему. Знание учи­ телем того, как воспринято учащимися художественное произ­ ведение в целом, отдельные его эпизоды, поступки героев, что понято в произведении верно, а что осталось совсем не­ понятным, как относятся учащиеся к героям и как обосновы­ вают свои эстетические оценки, какими эстетическими поня­ тиями при этом оперируя, — поможет учителю продумать систему работы над произведением и позволит сделать ра­ боту по формированию эстетических понятий более эффек­ тивной. Вот почему в практике своей исследовательской ра­ боты перед изучением в классе такого сложного но своему идейно-художественному содержанию произведения, как «Война и мир», мы предложили учащимся дать письменный ответ на вопрос «Какой герой и какая сцена романа «Война и мир» понравились вам и почему?». Цель работы —опреде­ лить, что и как воспринято учащимися при первом самостоя­ тельном чтении романа. Анализ ответов показал, что учащиеся высоко ценят реа­ лизм романа, им нравятся лирические и полные драматизма эпизоды, их привлекает духовная красота Пьера, Андрея, Наташи. Однако большинство учащихся затрудняется выра­ зить свое отношение к изображаемому; оценки многих по­ верхностны, чаще всего встречается пересказ текста; многие суждения рационалистичны, бедна и невыразительна речь. Все это свидетельствует о невысоком уровне эстетического восприятия произведения учащихся, о неумении оперировать эстетическими оценками и понятиями. В результате изучения первичного восприятия учащимися романа Л. Н. Толстого «Война и мир» мы смогли не только ознакомиться с уровнем восприятия произведения учащими­ ся и их отношением к прочитанному, но и определить систе­ му работы над романом, выбор материала для анализа, а это помогло нам более целенаправленно вести работу по фор­ мированию эстетических понятий. План работы над романом

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=