Педагогическое наследие Л. Н. Толстого 1975 г

Л. И. Ш И Л О В А ФОРМИРОВАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКИХ ПОНЯТИИ У УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ РОМАНА Л. Н. ТОЛСТОГО «ВОЙНА И МИР» Одной из задач эстетического воспитания школьников яв­ ляется формирование у них эстетических понятий. Правиль­ ные и устойчивые эстетические понятия способствуют успеш­ ному формированию коммунистического мировоззрения, ока­ зывают влияние на нравственный облик личности, помогают глубокому самостоятельному восприятию и оценке эстетиче­ ских сторон действительности и искусства, критическому под­ ходу к ним с позиций марксистско-ленинской эстетики. В практике эстетического воспитания в процессе обучения школьников сложились уже определенные направления рабо­ ты. В преподавании литературы наиболее определившимися и эффективными являются два: эстетическое воздействие со­ держания материала учебного предмета и широкое использо­ вание в учебном процессе средств искусства. Оба эти направ­ ления имеют большие возможности для формирования у уча­ щихся эстетических понятий. В процессе изучения литературы в старших классах уча­ щиеся под руководством учителя готовятся к осмысленному восприятию литературного произведения в единстве его идей­ ного содержания и художественной формы, они учатся эсте­ тически оценивать произведение, его героев, их поступки, вза­ имоотношения, формулировать свои суждения. Пути форми­ рования эстетических понятий при изучении школьниками ли­ тературы определяются не только специфическими особен­ ностями эстетического познания, но и особенностями содер­ жания школьного курса литературы и уровнем эстетической воспитанности школьников. Основными являются, на наш взгляд, следующие: а) изучение первичного восприятия уча­ щимися художественного произведения; б) знакомство учащихся с эстетической позицией писа­ теля; в) формирование эстетически-оценочного отношения уча­ 52

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=