Педагогическое наследие Л. Н. Толстого 1975 г
Л. И. Ш И Л О В А ФОРМИРОВАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКИХ ПОНЯТИИ У УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ РОМАНА Л. Н. ТОЛСТОГО «ВОЙНА И МИР» Одной из задач эстетического воспитания школьников яв ляется формирование у них эстетических понятий. Правиль ные и устойчивые эстетические понятия способствуют успеш ному формированию коммунистического мировоззрения, ока зывают влияние на нравственный облик личности, помогают глубокому самостоятельному восприятию и оценке эстетиче ских сторон действительности и искусства, критическому под ходу к ним с позиций марксистско-ленинской эстетики. В практике эстетического воспитания в процессе обучения школьников сложились уже определенные направления рабо ты. В преподавании литературы наиболее определившимися и эффективными являются два: эстетическое воздействие со держания материала учебного предмета и широкое использо вание в учебном процессе средств искусства. Оба эти направ ления имеют большие возможности для формирования у уча щихся эстетических понятий. В процессе изучения литературы в старших классах уча щиеся под руководством учителя готовятся к осмысленному восприятию литературного произведения в единстве его идей ного содержания и художественной формы, они учатся эсте тически оценивать произведение, его героев, их поступки, вза имоотношения, формулировать свои суждения. Пути форми рования эстетических понятий при изучении школьниками ли тературы определяются не только специфическими особен ностями эстетического познания, но и особенностями содер жания школьного курса литературы и уровнем эстетической воспитанности школьников. Основными являются, на наш взгляд, следующие: а) изучение первичного восприятия уча щимися художественного произведения; б) знакомство учащихся с эстетической позицией писа теля; в) формирование эстетически-оценочного отношения уча 52
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=